Пропавший более года тому назад Гао Чжишэн объявился в провинции Шаньси

Mar 29, 2010 05:18

Пропавший без вести более года тому назад Гао Чжишэн (高智晟), которого уже считали умершим, объявился в районе горы Утайшань в провинции Шаньси, хотя его положение по-прежнему вызывает опасения.

28 марта в ходе краткого разговора по мобильному телефону с New York Times Гао Чжишэн сообщил, что уже не находится под стражей, но не может дать какие-либо подробности о своем положении. “Я в порядке, но не в той ситуации, чтобы давать интервью, - сказал он. - Я был осужден и отпущен на свободу”. При этом он говорил с осторожностью, сославшись на указания властей не беседовать с прессой, что говорит об определенных ограничениях свободы. Он также заметил, что собирается провести время с родственниками в провинции Шаньси и не планирует возвращаться к правозащитной деятельности. “Сейчас хочу притихнуть, вести спокойную жизнь”, - сказал он. Потом с тоской в голосе он упомянул о жене и детях в США. “Они как воздушные змеи, оторвавшиеся от нитей, и свободно плывущие далеко в небе”, - сказал он в завершение этого разговора.

В беседе с Reuters 44-летний правозащитник уточнил, что освобожден из-под стражи около шести месяцев тому назад, добавив, что хочет какое-то время вести "тихую жизнь", а на вопрос о намерении воссоединиться с семьей, перебравшейся в США, сказал: "Это не так-то легко". Поскольку личность говорившего требовала проверки, он подтвердил содержание и места встреч с корреспондентом Reuters в прошлом.

"Это явно он. Я говорил с ним по телефону, и могу заявить, что это он, так как это видно по тому, как он говорит, и по тому, как он разговаривал со мной", - сказал адвокат Ли Хэпин (Li Heping), отметив, что в разговоре 28 марта Гао не стал рассказывать о своем нынешнем местонахождении.

Его коллега и друг Тэн Бяо (Teng Biao) в своем микроблоге также выразил уверенность, что разговаривал с Гао, указав, что собеседник не только узнаваем по голосу, но и кое-что знает о его дочери. Гао подтвердил, пишет он на Twitter, что какое-то время находился в Урумчи, в здании “Ye Ma International Business Clubhouse”. Напомним, что 14 февраля правозащитная организация Dui Hua Foundation сообщила, что "посольство КНР в Вашингтоне уведомило исполнительного директора фонда Dui Hua Джона Камма, что Гао Чжишэн работает в Урумчи”.

Однако Тэн Бяо считает, что Гао по-прежнему содержится под арестом в какой-то форме. "Когда я спросил его, как давно он связывался в последний раз с женой, он помолчал, а потом сказал, что планирует это сегодня вечером. Когда я спросил, не запрещают ли звонить, он сказал: 'Нет, просто я хочу побыть некоторое время в мире и спокойствии'. Ну, не надо иметь высокий IQ, чтобы понять, что тут что-то не так", цитирует его пост dpa.

После задержания агентами управления общественной безопасности за две недели до 4 февраля 2009 года, власти материкового Китая отвечали на вопросы по поводу его местонахождения отговорками и загадками, вызывавшими опасения за жизнь Гао. "Применительно к известным диссидентам и активистам мы еще не видели такого серьезного случая, как случай Гао, - подчеркивает исследователь по Азии в Human Rights Watch Фелим Кин (Phelim Kine). - Это наиболее вопиющий случай в смысле продолжительности, беспокойства по поводу его безопасности из-за пыток и упрямого отказа китайского руководства сообщить какие-то подробности".

9 февраля верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон призвала Пекин незамедлительно прояснить положение, в котором находится Гао Чжишэн, а также "начать прозрачное и открытое следствие по поводу его исчезновения". Напомнив, что в течение года ЕС неоднократно обращался к китайскому руководству на самом высоком уровне, включая проводящийся раз в два года диалог по правам человека, с просьбой раскрыть местонахождение Гао, предоставить ему адвоката и позволить контакты с семьей, вице-президент Европейской комиссии подчеркнула, что особое беспокойство вызвали в ЕС сообщения о том, что Гао “пропал без вести”.

10 марта спецдокладчик ООН по пыткам Манфред Новак заявил, что по имеющейся у него информации, Гао "подвергался жестоким пыткам" во время предыдущих арестов. Встретившись с Гао в ходе визита в Китай в ноябре 2005 года, он заметил, что тот "находился под очень сильным давлением" со стороны агентов государственной безопасности. "Мы не знаем, где он теперь, - подчеркнул Манфред Новак. - Я очень обеспокоен, и неоднократно обращался к китайскому правительству с просьбой предоставить мне информацию, но так и не получил ясного ответа".

Министр иностранных дел КНР Ян Цзэчи в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Милибэндом 16 марта в Пекине заявил, что Гао не подвергался пыткам, но был приговорен к тюремному заключению за подрыв государственной власти. Однако осталось неясным, говорилось ли о новом задержании, или об условном приговоре, который был вынесен в конце 2006 года.

В тот же день посольство США в Пекине вновь призвало власти материкового Китая освободить Гао. “Мы продолжаем призывать китайское руководство предоставить сведения о состоянии и местонахождении Гао, обеспечить, чтобы обращение с ним отвечало международным стандартам, и освободить его из-под стражи, - заявила 16 марта спикер посольства Сьюзен Стивенсон. - Мы требуем от правительства Китая обеспечить, чтобы дело Гао рассматривалось в соответствии с законодательством Китая и все действия по его делу осуществлялись в условиях гласности”.

В связи с исчезновением Гао известный адвокат из материкового Китая Шан Баоцзюнь (Shang Baojun), консультировавший других диссидентов, отметил, что судебные органы Китая могут отправить осужденного на условный срок человека в тюрьму без нового процесса.

24 марта на конференции в Лондоне, организованной совместно выступающими в в поддержку подвергающихся преследованиям христиан материкового Китая Christian Solidarity Worldwide и Release International, вновь прозвучалa тревога по поводу судьбы Гао, с момента исчезновения которого прошло уже 400 дней. “Если он еще жив, то почти без всяких сомнений снова подвергается пыткам с целью подавить его дух и запугать других защитников прав человека”, - сказал руководитель China Aid Association Боб Фу. “Мы не можем сказать уверенно, жив он или нет. Возможно, власти изуродовали или искалечили его, и теперь нервничают оттого, что его увидят”, - добавил он.

Между тем информационный центр «Фалунь Дафа» (FDIC) сообщил 14 марта, что практикующий Лю Лихуа (Liu Lihua), упоминавшийся в открытом письме, с которым Гао обратился к председателю КНР Ху Цзиньтао в 2005 году, умер от ран, полученных в изоляторе временного содержания. Еще один из числа упоминавшихся Гао практикующих "Фалуньгун" - Ван Юхуань (Wang Yuhuan) - скончался в 2007-м, находясь под стражей в милиции.

Если последние новости достоверны, и Гао Чжишэн жив и здоров, то можно вздохнуть с “огромным облегчением”, добавил Фелим Кайн в интервью Guardian. “Но факт остается фактом: правительство Китая слишком долго окружало тайной местонахождение и судьбу Гао. Он пропал в черной дыре законодательства в начале 2009 года и с тех пор его не видели. И пока правительство не позволит свободный и беспрепятственный доступ к нему юрисконсультам, семье и представителям прессы, мы продолжаем пребывать во мраке”, - констатирует эксперт Human Rights Watch.


Плакат в защиту Гао у представительства центрального правительства в Гонконге. 17 июля 2009

права человека, Китай

Previous post Next post
Up