Чиновники госуправления по делам религии КНР ввели новые взяткоемкие правила

Mar 21, 2010 04:56

Однопартийный режим в Пекине вводит новые требования в сфере контроля за финансовой деятельностью зарегистрированных религиозных организаций материкового Китая, предоставляя чиновникам новые возможности для ограничения религиозной деятельности.

Как подчеркивается в заявлении, полученном 19 марта агентством Синьхуа от государственного управления по делам религии (Sara), некоторые из 130 тысяч «религиозных учреждений» не следуют стандартным правилам в финансовой сфере, что привело к "преобладающим злоупотреблениям" и нанесло серьезный ушерб интересам последователей религий.

"В течение долгого времени финансовые дела религиозных учреждений подлежали в основном самодисциплине. Не имелось такой системы, чтобы власти могли осуществлять надзор со своей стороны, что вызвало определенные проблемы<", гласит заявление Sara. Власти обнаружили, что главы некоторых религиозных учреждений присваивали или неправильно использовали общественные средства, а недвижимость ряда религиозных учреждений использовалась для целей, не связанных с религией, отмечается в нем.

Новые правила, разработанные Sara для "улучшения регулирования финансовой деятельности религиозных учреждений", вводятся на пробной основе с текущего месяца, тогда как с 2011 года формально вступят в силу по всей стране. В соответствии с новыми требованиями, действующие с одобрения государства храмы, монастыри, мечети и церкви должны нанимать собственных бухгалтеров или заключать договор с бухгалтерской фирмой для подготовки и предоставления финансовых отчетов не реже одного раза в год. Такой годовой отчет должен предоставляться в течение трех месяцев после окончания финансового года.

Если глава религиозного учреждения или лицо, отвечающее в нем за финансовые вопросы, покидает свой пост, власти будут проводить в данном учреждении аудиторскую проверку. Религиозные общины вправе расходовать средства только на благотворительную и религиозную деятельность.

Среди пяти разрешенных государственными органами религиозных практик наибольшее число последователей относятся к буддизму и даосизму, поддерживаемых властями в силу глубокой укорененности в китайской культуре, отсутствии иностранного влияния и туманной организационной структуры.

В то же время государственное управление по религиозным делам тратит массу усилий на подавление незарегистрированных христианских церквей и общин тибетского буддизма, почитающих Далай-ламу.

Конечно же, чиновники Sara не могли не заметить значительного потока пожертвований, оставляемых в храмах в знак выражения почтения божествам и живым религиозным персонам. Но при этом, как отмечает South China Morning Post, возросло и количество претензий по поводу коммерциализации храмов, связанных со слишком высокой стоимостью входных билетов и благовоний, а также указывающих на дорогие машины в собственности монахов.

Большинство буддийских и даосских храмов Китая, включая и их доходы, констатирует начальник китайского офиса Альянса религий и сохранения мира (Alliance of Religions and Conservation) Чжао Сяоминь (Zhao Xiaomin), контролируются настоятелями и старшими священнослужителями. "Никто не может оспаривать использование пожертвований и никто, кроме настоятелей и старших священнослужителей, в действительности не знает, каких сумм достигают пожертвования", - отмечает он.

Бизнесмен из богатого Шанхая Сунь Фэн (Sun Feng), который по просьбе родителей жертвует деньги храму в провинции Чжэцзян, подчеркивает, что им, как и большинству делающих пожертвования, не может прийти мысль проверить расходование своих пожертвований, так как эти деньги даются в качестве вероисповедного жеста. "Приверженцы религии сочли бы непочтительным даже задуматься над тем, как используются их пожертвования", - отметил он в интервью гонконгской газете, добавив, что благодаря притоку денежных средств в провинции Чжэцзян и соседних регионах появляются новые храмы и расширяются старые.

"Некоторые храмы возглавляются молодыми настоятелями, которым едва за 20 или за 30 лет. Они очень умело налаживают связи с состоятельными бизнесменами. Во многих храмах почти у каждого есть такая дорогая машина, как Lexus или Mercedes", - добавляет он.

Однако Чжао Сяоминь уверен, что новые правила, предусматривающие контроль со стороны чиновников госуправления по религиозным делам, не дадут никакого эффекта. По его словам, чиновники Sara "имеют очень тесные связи с религиозными учреждениями и для них невозможно осуществлять независимый надзор" за финансами.

К тому же заместитель председателя китайского даосистского общества Чжан Цзиюй (Zhang Jiyu) заявил, что пожертвования, специально предназначенные для тех или иных религиозных лидеров в храмах, будут исключаться из финансовой отчетности. Отсюда возникает еще большее недоумение по поводу результата введения новых правил, поскольку пожертвования чаще делаются именно для настоятеля или старшего священнослужителя.

Очевидно, чиновники управления по религиозным делам руководствуются теми же мотивами, которые подвигли сразу несколько ведомств в Пекине вводить новые требования по ужесточению контроля за интернетом. С каждого храма за утверждение финансовых отчетов будут поступать очень весомые взносы в карман коррумпированных госслужащих, которые непременно навяжут свои фирмы для подготовки такой отчетности, или же прямо потребуют "поделиться" пожертвованиями. С другой стороны, это лишний раз демонстрирует населению, что никто не должен выглядеть богаче партийных боссов.


SCMP: В провинции Юньнань сохраняет веру основанная 150 лет назад тибетская католическая община

религия, Китай

Previous post Next post
Up