В Урумчи отмечены новые столкновения на межэтнической почве

Jul 08, 2009 02:01

Во второй половине дня 7 июля несколько тысяч китайцев, в основном ханьцев, с палками, ножами, молотками, цепями и кирпичами и прочими предметами в качестве холодного оружия, попытались по улицам Youhao и Guangming пройти в старый уйгурский квартал Эрдаоцяо (Erdaoqiao), громя по пути принадлежащие уйгурам магазины и закусочные.

С пением государственного гимна они призывали к мести против уйгуров, крича, что хотят "защитить свои дома и семьи". "Уйгуры пришли в наш квартал, чтобы громить все, теперь мы идем в их квартал бить их", - заявил AFP один из агрессивно настроенных ханьцев, с металлической трубой в руках.

Вначале милиционеры пробовали остановить шествие из примерно 300 человек, призывая к порядку через громкоговорители, но на улице Jiefang Nan Road, как сообщает Аssociated Press, к ним присоединились еще две колонны, которые, скандируя "Сила в единстве" и "Ханьцы, объединяйтесь", растянулись на несколько кварталов пятиполосной трассы. Шествие было остановлено солдатами вооруженной милиции лишь на повороте к мечети. Хотя солдаты стреляли гранатами со слезоточивым газом, многие из участников шествия, несмотря на душившие их слезы и кашель, предпочитали жаться к земле, но не отходить.

Отступающих встретила около 16.30 неожиданная поддержка в лице городского партийного босса Ли Чжи, который, взобравшись на милицейский Landcruiser, стал размахивать сжатыми кулаками и бить себя в грудь. "Долой Ребию!», - кричал он в громкоговоритель, имея в виду 62-летнюю Ребию Кадир, лидера Всемирного уйгурского конгресса. "Давайте в единстве строить лучший Урумчи", - кричал он. Хотя, как отмечает Синьхуа, под воздействием его речей минут через 40 некоторые стали расходиться, несколько сот человек остались на месте. “Эти мусульмане убили столько наших людей - нельзя, чтобы это произошло снова”, - заявил Associated Press некий человек в толпе по фамилии Лю, с длинной деревянной палкой в руках и красными от слезоточивого газа глазами.

Многочисленные группы собрались на Южном железнодорожном вокзале Урумчи, на улицах Changjiang Road и Yangzijiang Road, а также в других местах. По информации Guardian, местные жители выражали опасения перед новыми нападениями уйгуров. Одни в панике разбегались, закрывая уличные магазины, другие вооружались битами. "Мы больше не станем прятаться - будем бить в ответ, если они придут", - сказал Синьхуа мужчина, стоявший с палкой перед домом в квартале Shihezi (‘Шихэцзы’).

Многие бросились прятаться в комплексе городской больницы, куда сотрудники пытались собрать своих родственников. По словам начальника районной больницы традиционной китайской медицины, к ним обратились три ханьца со свежими ранениями на теле. Около 14 часов, говорится в заметке Синьхуа, милиция разогнала группу неизвестных, избивавших мужчину возле ресторана жареной утки ‘Quanjude’ на улице Changjiang Road. В ходе противостояния с милицией на улице Tuanjie Road около 13.30 неизвестный на автомобиле врезался в машину милиции.

Милиция произвела задержания, однако число арестованных во время последней вспышки насилия в городе остается неизвестным. В восточной части города, на улице Xingfu, группа ханьцев забросала камнями автомобиль с двумя уйгурами, сообщает Associated Press. Они вытащили одного из пассажиров и избивали его до прибытия милиции.

Госагентство характеризует ситуацию в Урумчи как «хаос», предвещающий эскалацию насилия. Госагентство цитирует некоего 32-летнего камерунца, уже более 7 лет проживающего в Китае, который заявил, что "китайское руководство было в течение долгого времени весьма терпимым, но им следует сурово расправиться с этими террористами», добавив, "по-моему, милиция должна стрелять по всем этим убийцам".

На сайте государственного телевидения CCTV размещены искаженные фотографии известной защитницы прав уйгурского народа Ребии Кадир - очевидно, с целью вызвать приступ ненависти к пособнице всяких «лидеров организаций террористов, раскольников, экстремистов и преступников».

Масла в огонь розни подливает и заявление 77-летнего председателя действующего по указаниям компартии Китайского общества исповедующих ислам (КОИИ) в Пекине, практически дословно повторившего пропагандистские выпады партийных чиновников Синьцзяна в адрес уйгурской эмиграции. "Как глава Китайского общества исповедующих ислам, хочу в связи с этим выразить свое суровое осуждение и сильное негодование", - заявил мулла Чэнь Гуанъюань в интервью Синьхуа, добавив, что принявшие участие в событиях уйгуры виновны в "подрыве социальной стабильности, этнического единства и общественного порядка". Эти беспорядки «разжигались и направлялись сепаратистскими силами из-за границы, и осуществлены преступными элементами внутри страны», заявил он. "Я также должен предостеречь эти зарубежные оппозиционные силы, что наша страна едина и стабильна, и что их попытки обречены на провал", - заключил свое обращение представитель одной из разрешенных компартией религиозных структур материкового Китая.

Однако уйгурская эмиграция едва ли могла сделать больше для роста напряженности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, чем слухи, распространявшиеся в течение нескольких дней после межэтнического конфликта 25 июня на фабрике игрушек в городе Шаогуань провинции Гуандун. В соответствии с этими слухами, 4 тысячи китайских рабочих убили 600 уйгуров, порезав их на куски, а 400 уйгурских женщин подверглись насилию. "Наши мужчины никогда не позабудут таких преступлений", - сказала журналисту британской Telegraph одна молодая уйгурка в Урумчи.

На этом фоне безжалостная расправа с участниками мирной демонстрации протеста в центре Урумчи 5 июля могло вызвать только новый всплеск недовольства на этнической почве. Как сообщил заведующий Народной больницей, одной из крупнейших в Урумчи, Ван Фасин (Wang Faxing), к ним с телесными повреждениями, полученными в ходе беспорядков, поступил 291 человек - в том числе 233 ханьца, 39 уйгуров, остальные - хуэй и казахи. Но в то же время, передает Radio Free Asia, повальным обыскам и арестам подверглись именно уйгуры, живущие в изношенных домах вокруг старого ипподрома. 15-летняя девочка Гули Назар (Guli Nazar), участвовавшая в протесте перед группой иностранных журналистов, пожаловалась, что милиция утром 6 июля буквально стащила с постели ее 14-летнего брата. "Мы еще спали в своих постелях, когда внезапно налетели милиционеры и стали колотить в дверь. Они забрали моего брата, и теперь мы боимся, что никогда больше не увидим его", - рассказала она в ходе протеста женщин, показанного 7 июля большинством телекомпаний мира.

Секретарь отделения компартии Синьцзян-Уйгурского автономного района Ван Лэцюань в телевизионном выступлении 7 июля заявил об удлинении введенного ранее комендантского часа: запрет на передвижение транспорта по улицам Урумчи будет действовать с 21 часа до 8 утра.

Ханьский моб движется к уйгурскому кварталу. Урумчи, 7 июля 2009

Первая группа мусульман народности хуэй вернулась в Китай из Мекки

арест, уйгуры, Китай

Previous post Next post
Up