"Смертные приговоры, вынесенные двум тибетцам без справедливого суда - это государственное убийство", - так исполнительный директор Тибетского центра прав человека и демократии (TCHRD) Ургьен Тензин (Urgen Tenzin) прокомментировал для
AsiaNews пришедшее из Китая сообщение о смертных приговорах для 4 тибетцев (двое приговорены к смертной казни с 2-летней отсрочкой).
8 апреля Лобсанг Гьялцен, 28 лет, и Лояк (Loyak), которому около 30, были приговорены судом в Лхасе к смертной казни за поджоги магазинов во время протестов марта 2008 года, вызвавших смерть владевших ими китайцев. По заявлению Пекина, в результате этих протестов погибли 19 человек, все из числа китайцев. По данным тибетского правительства в изгнании, в результате применения силы со стороны армии и милиции погибли 220 тибетцев.
Еще два тибетца - Тензин Пхунцок и 22-летний Кангцук (Kangtsuk) - получили смертный приговор с 2-летней отсрочкой, которая, хотя и подразумевает возможность замены смертной казни пожизненным заключением, представляет значение только для членов компартии. Пятый тибетец, обвиненный в поджогах, - Дава Сангпо - был приговорен к пожизненному заключению.
В сообщении агентства
Синьхуа специально подчеркивается, что осужденным были предоставлены адвокаты, но это практически невозможно проверить, так как Тибетский автономный район уже более года остается закрытым для независимых посещений журналистами международных агентств. В Лхасу допускаются только немногочисленные организованные группы туристов, не имеющих возможности перемещаться по городу без надзора.
"Это не был справедливый процесс, - подчеркивает Ургьен. - Он доказывает лишь, что китайская сторона особо не считается с нарушениями прав человека и международным мнением, нагло следуя собственным политическим методам. Тибетцы были унижены и раздавлены репрессивными китайскими властями; им никак не мог быть обеспечен справедливый суд".
После протестов марта 2008 года, сказал он в беседе с
AsiaNews, "более 6 тысяч тибетцев подверглись арестам и примерно 2019 были осуждены вне справедливого судебного процесса, зачастую под пытками - как физическими, так и психологическими. ‘Признательные показания’ были из них выбиты пытками".
В течение последних месяцев населенные тибетцами регионы Китая оставались в условиях de facto военного положения, поскольку власти опасались повторения протестов в связи с первой годовщиной прошлогодних волнений. Любые публичные акции, в том числе мирные и одиночные, безжалостно подавлялись, а их участники подвергались арестам и избиениям.
Москва, 28 марта 2009
4 тибетца приговорены за участие в мартовских волнениях в Лхасе к смертной казни Милиция ужесточила контроль за монастырями Лхасы в преддверии годовщины протестов Две тибетские монахини приговорены к длительному тюремному заключению за протест в мае 2008-го