Известный гражданский активист Ху Цзя, задержанный в своем доме еще в декабре, формально арестован прокуратурой Пекина по обвинению в "подстрекательстве к подрыву государственной власти".
Его семья была извещена об этом 30 января и его отец получил разрешение навестить сына,
сообщил Associated Press занимающийся защитой Ху Цзя адвокат Ли Цзинсун (Li Jingsong).
Это свидание, продлившееся около часа, стало первым контактом Ху Цзя с внешним миром после того, как агенты спецслужб
забрали его 27 декабря.
Со времени его задержания о состоянии и условиях содержания Ху Цзя ничего не было известно, так как его адвокатам не позволяют встретиться с ним. "Отец Ху Цзя говорит, что сын был в добром здравии и что с ним хорошо обращаются", - сказал Ли.
Чиновники не предоставили никаких свидетельств в поддержку обвинения в "подстрекательстве к подрыву государственной власти", одной из тех туманных формулировок, по которым гражданские активисты отправляются в тюрьму на долгие годы.
Его жена Цзэн Цзиньянь (Zeng Jinyan), также влиятельная активистка, вместе с двухмесячным ребенком помещена под домашний арест. Корреспонденту
BBC не позволили увидеть ее во время декабрьской поездки в дом семьи в пригороде Пекина.
"После 37 дней подозреваемый должен быть либо освобожден, либо формально арестован. Ху Цзя был арестован", - отмечает его друг адвокат Тэн Бяо (Teng Biao). Как уточняет выходящая за пределами Китая газета
Великая Эпоха, 25 января министерство безопасности под предлогом угрозы общественному порядку отказало адвокатам в прошении отпустить Ху Цзя под залог до начала суда.
Задержание Ху Цзя агентами китайских сил безопасности вызвало достаточно редкую по размаху и единству мнений кампанию протестов по всем мире. Президент Европейского парламента Ханс-Герт Поттеринг опубликовал 31 декабря заявление с призывом освободить Ху Цзя. 14 января спикер Госдепартамента США Шон Маккормак (Sean McCormack) заявил, что задержание Ху Цзя "вызывает обеспокоенность", добавив, что Вашингтон внимательно следит за его делом. Европейский парламент в принятой 17 января резолюции осудил задержание Ху Цзя и призвал закрыть 'черные тюрьмы' Китая, напомнив также, что в 2006 году журнал Time назвал супругу арестованного Цзэн Цзиньянь одной из ста 'героических личностей', а в 2007-м вместе с Ху Цзя она получила специальную премию 'Китай', учрежденную организацией «Репортеры без границ», и вошла в список номинантов на международную "Сахаровскую премию" в области свободы мысли и защиты прав человека.
Принимая во внимание свои прошлые резолюции о положении в сфере прав человека в Китае и материалы публичных слушаний 26 ноября 2007 года в подкомитете по правам человека, касающиеся нарушений прав человека в Китае в преддверии Олимпиады, Европейский парламент заявил, что "строго осуждает задержание китайского диссидента Ху Цзя" и "требует его скорейшего освобождения".
Между тем как раз участие Ху Цзя с помощью вебкамеры в слушаниях 26 ноября, когда он заявил, что «только с иронией» можно воспринимать тот факт, что "один из тех людей, кто отвечает за организацию Олимпийских игр, это глава управления общественной безопасности, которое несет ответственность за многие нарушения прав человека", могло привести к решению властей отправить его в тюрьму на 223-й день домашнего ареста.
Как
известнo, Ху Цзя является вегетарианцем и буддистом, почитающим Далай-ламу - духовного лидера тибетцев, сторонников которого Пекин преследует наиболее сурово. В 1996 году Ху Цзя окончил Пекинскую школу экономики, где начал интересоваться проблемами защиты окружающей среды, прочитав об одном пожилом японце, который приехал в Китай, чтобы сажать деревья на бесплодных равнинах Внутренней Монголии. Он увлекся этой идеей, приобрел на свои деньги семена и уехал туда на неделю. Среди других его ранних интересов в сфере защиты животных были также лось и тибетская антилопа, которую уничтожают для изготовления дорогих шалей.
Он также работал на одной из пекинских телестудий в качестве редактора посвященной окружающей среде программы,
сообщила по телефону его 71-летняя мать Фэн Цзюань (Feng Juan).
В 2000 году Ху Цзя познакомился с Вань Яньхаем (Wan Yanhai), гражданским активистом, выступающим в поддержку более открытого отношения властей к проблеме СПИДа. Ху Цзя основал группу распространения информации о СПИДе под названием 'Loving Source', чтобы помогать больным СПИДом и сиротам в провинции Хэнань. Эта работа и привела к его первому аресту. В декабре 2002 года он был задержан на четыре дня в провинции Хэнань, когда раздавал игрушки и зимнюю одежду детям больных СПИДом.
Когда немногим позже часа ночи 27 декабря 2007 года уже известный защитник прав человека Ху Цзя отправил по e-mail письмо о положении жены и двоих детей диссидента Го Фэйсюна (Guo Feixiong), под текстом стояла пометка, пишет Пол Муни (Paul Mooney) на
сайте гонконгской South China Morning Post, что прошел 222-й день 'незаконного надзора и контроля' за ним со стороны аппарата общественной безопасности, а до церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине осталось 225 дней.
Это послание, направленное дипломатам, журналистам, правозащитным организациям, а также лицам, интересующимся правами человека в материковой части Китая, оказалось - на долгое время - последним.
14 часов спустя примерно 20 милиционеров ворвались в маленькую квартирку в пригороде Пекина и задержали 34-летнего активиста. Милиционеры забрали его мобильный телефон, лэптоп, банковские книжки и другие вещи. Через несколько дней чиновники объявили, что Ху Цзя подозревается 'в призывах к подрыву государственной власти', что является, как прокомментировал один из американских правозащитников, "обычным для мирных активистов обвинением, когда они хотят заставить замолчать кого-либо".
В материковом Китае считают, что задержание Ху Цзя
связано с Олимпийскими играми, до старта которых осталось уже менее семи месяцев. Когда глаза всего мира устремлены на Пекин, власти стремятся сохранить хороший имидж, а Ху Цзя, которого называют 'правозащитной организацией из одного человека', сильно затрудняет им эту задачу.
"Он причинил коммунистической партии большой ущерб, -
сказал один знакомый с ним журналист. - Когда правительство поместило под домашний арест Гао Чжишэна, они думали, что это пройдет без следа, но именно Ху Цзя записал эту историю и поведал миру о том, что с ним происходит". Этот же журналист добавил, что именно Ху Цзя рассказал прессе, когда тюремные надзиратели избили Го Фэйсюна, применив удары током, предоставил журналистам письмо жены Го с подробностями случившегося, а также сообщил прессе об избиении незрячего активиста Чэнь Гуанчэна (Chen Guangcheng). "Эту троицу партия ненавидит особенно, - говорит журналист о трех упомянутых выше диссидентах, которых пытался защитить Ху Цзя. - Партия хотела бы, чтобы о них забыли, однако Ху Цзя постоянно говорил о них".
Сара Дэвис, исполнительный директор Asia Catalyst, считает, что он как активист вышел на серьезную высоту, когда оказался под домашним арестом. "Он сидел и анализировал события по мере их поступления, - говорит она. - Он стал проницательным и научил многих молодых китайских активистов".
Влиятельные китайские интеллектуалы
обратились к правительству с открытым письмом в поддержку Ху Цзя, а китайские блогеры продолжают ставить комментарии об этой ситуации, которые, впрочем, быстро удаляются цензурой. Как сообщает международная организация «Репортеры без границ», главный офис которой находится в Париже, около 40 блогеров попытались, хотя и без успеха, навестить его жену, а некоторые сетевые активисты отправили ей посылки с молочным питанием для ребенка.
Правозащитники выражают возмущение арестом известного защитника гражданских прав жителей материкового Китая. Арест Ху Цзя, заявила 31 января организация «Репортеры без границ», «является оскорблением усилий дипломатов многих стран, которые требуют освобождения правозащитника». Влиятельные правозащитные организации заявляют, что арест Ху Цзя является наглядной демонстрацией того факта, что Китай не соблюдает своих обязательств по улучшению положения в сфере прав человека перед Олимпийскими играми в Пекине. "Подготовка к Олимпиаде оказывает в целом негативное воздействие на развитие в сфере прав человека в Китае", - отмечает Софи Ричардсон из Human Rights Watch.
"Нелепо видеть, как людей карают за критику ‘Народной Олимпиады’ и за выражение своего мнения, - заявила по поводу ареста Ху Цзя исполнительный директор организации Human Rights in China Шэрон Хом. - Если Китай не хочет, чтобы пекинская Олимпиада запомнилась миру по неприятным причинам, не следует приравнивать критику Игр к попытке свержения власти".
Цзэн Цзиньянь и Ху Цзя