Глава китайской компартии Си Цзиньпин намерен пожизненно закрепить за собой кресло председателя

Feb 28, 2018 18:58

Нынешний китайский председатель Си Цзиньпин (習近平) вознамерился войти в историю в образе пожизненного правителя, хотя положение карьерного партийца не позволяет претендовать на почитание персонального культа.

25 февраля центральный комитет компартии обнародовал поправки в конституцию, позволяющие ему сколь угодно долго держаться на вершине партийной пирамиды. С этой целью убирается условие, что чиновники, добравшиеся до высших постов председателя и заместителя председателя 'народной республики', "могут занимать должность не более двух сроков подряд".

Для подкрепления авторитета председателя вводится клятва верности, которую "должны приносить все госслужащие перед вступлением в должность". Этот обряд, также требующий изменения основного закона, формально не соответствует ни присяге выборных депутатов, ни принципам конституционной монархии, но de facto обозначает переход к стандартам персонального культа.

Хотя Си Цзиньпин теперь тоже именуется "великим вождем", сравнение с пожизненным правлением Мао Цзэдуна (毛泽东), оказавшегося во главе 'народной республики' в результате революции, едва ли приемлемо. Напомним, что ограничение по два пятилетних срока установилось в 1960-х, когда Дэн Сяопин пытался избежать проблем с захватом власти, возникших после смерти Мао.

Поскольку отказ от регулярной смены руководства 'народной республики' может вызвать широкое недовольство, реформа строя прячется за ширмой обращения к старым идеям.

В конституцию вносится создание "единого патриотического фронта", который по своему составу выходит далеко за рамки принадлежности к компартии. Как говорится в отчете русской службы Синьхуа, "за долгие годы революции, строительства и реформ под руководством компартии сформировался широкий единый патриотический фронт, состоящий из демократических партий и народных организаций и включающий в себя всех социалистических трудящихся, всех строителей социализма, всех патриотов, поддерживающих социализм, а также всех патриотов, выступающих за объединение родины и посвятивших себя великому возрождению китайской нации".

В 1930-х китайская компартия использовала понятие "единого фронта" вместо "классовой борьбы", чтобы играть на поле совместного противостояния агрессии "японских и других империалистов". Позднее, когда Мао Цзэдун строил собственную систему правления, патриотический единый фронт (или 'объединенный народный фронт') сохранился как посредническая структура между “передовыми отрядами” партийцев и “отсталыми” массами, еще не дозревшими до безграничного восхваления компартии.

Теперь принято решение вписать в конституцию следующую фразу: "Руководящая роль компартии является определяющей характеристикой социализма с китайской спецификой". Напомним, что в системе советского социализма это подразумевало, что официально признаются те и только те религиозные и общественные организации, деятельность которых соответствует задачам, поставленным компартией. Остальные объявляются "незаконными" и подвергаются суровым преследованиям.

Чтобы внедрить подобную практику в материковом Китае, нужно показать, что уже выращен "новый человек", для которого устранены всякие различия в языке и культуре. "Социалистические отношения равенства, единства, взаимопомощи и гармонии между национальностями были установлены и продолжат укрепляться", гласит новая конституционная формула, где "гармония" добавлена как достижение.

Иными словами, процесс "китаизации религий", актуальность которого подчеркивалась в кулуарах 19-го съезда, выводится за пределы критики.

Хотя внутрипартийные разборки могут показаться вполне завершенными, это далеко не так. Центральная комиссия по проверке дисциплины (CCDI), которую Си Цзиньпин превратил в оружие борьбы между партийными кланами, включается в конституцию в качестве государственного органа. Если учесть, что надзорная комиссия подменяла систему криминального следствия и готовила обвинительные постановления, это означает создание могущественного ведомства, стоящего выше прочих, но в то же время и возникновение серьезных конфликтов внутри партийно-государственного аппарата.

Вставка о том, что Си Цзиньпин ведет неустанную "работу над строительством сообщества единой судьбы человечества", явно рассчитана на приверженцев националистических взглядов. В первую очередь это, конечно, касается России, которая и сегодня согласовывает действия своей правящей партии с китайской компартией.

В остальном повторяются набившие оскомину штампы, кочующие из одного документа в другой. Как и следовало ожидать, "многонациональный китайский народ под руководством компартии, руководствуясь марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства, научной концепцией развития и идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи, продолжит придерживаться демократической диктатуры народа и социалистического пути", а также "совершенствовать социалистическую рыночную экономику" и "развивать систему социалистического правопорядка".

На фоне этой реформы Си Цзиньпин предстает излишне озабоченным вопросами персонального культа, тогда как первая пятилетка его правления характеризовалась расширением общественного недовольства, вызванного снижением экономического роста и продвижением антирелигиозной кампании. Еще сохранявшаяся в регионах "вера в партию", выражавшаяся в поиске справедливости у вышестоящих чиновников, была разрушена громкими разоблачениями взяточничества и распила бюджетных средств на самом верху.

Как отмечает аналитик BBC по Азиатско-Тихоокеанскому региону Силия Хаттон, Си Цзиньпин намерен "затмить" своей персоной всю компартию, которая и позволила ему сделать карьеру: "Его фотографиями обклеены рекламные щиты по всей стране, а его одобренная сверху кличка 'папа Си' фигурирует в официальных песнях". С первых дней пребывания на посту председателя он "нарушил сложившийся порядок вещей", но в то же время "продемонстрировал четкое политическое видение, продвигая гигантские общенациональные проекты". Она упоминает инициативу "Один пояс, один путь" и обещание искоренить бедность к 2020 году.

Стоит указать, что развитие новых торговых путей для доставки товаров из Китая в Европу началось задолго до него, а в крайней бедности, по официальным данным, живут 40 млн человек. Так что трудно согласиться с тем, что его дальнейшее правление сулит политическую стабильность. Расправившись с соперничающими кланами, он поломал нормы, сложившиеся в течение десятилетий. Это граничит с революционными потрясениями, которым нечего противопоставить, кроме привычных обещаний..

компартия, Китай

Previous post Next post
Up