Вообще наши ЛДК-шные татары (липки) интересное явление, вполне себе пример "евроислама", к которому я отношусь положительно.
Они довольно рано утратили татарский язык (возможно из-за того, что сам завезенные и приехавшие были из разных татарских групп, и изначально единого языка не имели) и перешли на старобелорусский (и вообще далее очень легко переходили на любой местный доминирующий язык), но писать продолжали арабской вязью. Также за время отдельного поживания от остальных мусульман их ислам мощно мутировал. Один из главных приколов - полностью исчези 5 молитв в день, их за всю неделю "спрессовали" и отчитывали один раз на богослужении в пятницу. И вообще очень либерально и доброжелательно относятся к соседям. Конечно сейчас "правильное понимание" правил восстановилось, но вот следуют ему уж совсем единицы. В Литве у них 4 мечети, в Польше - две, и несколько в Беларуси (н-р в их мечети в Ивье я был), даже в Нью-Йорке мечеть построили свою отдельную (это была первая мечеть Нью-Йорка, действует до сих пор, самый известный
( ... )
Да. Белорусские, польские, и, как понимаю, литовские татары (по существу это одна и та же этнографическая группа) не склонны к радикальным формам ислама, не создают проблем и вполне способны жить в немусульманском обществе, принимая его правила общежития. В отличие от многих понаехавших.
А белорусская арабица - очень интересная штука. Насколько я знаю, поскольку она точнее передаёт некоторые звуки, чем использовавшиеся в старобелорусском версии латинского и кириллического алфавитов, некоторые нюансы звучания старобелорусского именно китабы, книги, написанные на белорусском языке арабским письмом, позволили лучше понять.
А «Зикр-уль-Китаб» занимается, помимо прочего, возрождением письменности на основе арабской графики.
Comments 2
Вообще наши ЛДК-шные татары (липки) интересное явление, вполне себе пример "евроислама", к которому я отношусь положительно.
Они довольно рано утратили татарский язык (возможно из-за того, что сам завезенные и приехавшие были из разных татарских групп, и изначально единого языка не имели) и перешли на старобелорусский (и вообще далее очень легко переходили на любой местный доминирующий язык), но писать продолжали арабской вязью. Также за время отдельного поживания от остальных мусульман их ислам мощно мутировал. Один из главных приколов - полностью исчези 5 молитв в день, их за всю неделю "спрессовали" и отчитывали один раз на богослужении в пятницу. И вообще очень либерально и доброжелательно относятся к соседям. Конечно сейчас "правильное понимание" правил восстановилось, но вот следуют ему уж совсем единицы. В Литве у них 4 мечети, в Польше - две, и несколько в Беларуси (н-р в их мечети в Ивье я был), даже в Нью-Йорке мечеть построили свою отдельную (это была первая мечеть Нью-Йорка, действует до сих пор, самый известный ( ... )
Reply
Да. Белорусские, польские, и, как понимаю, литовские татары (по существу это одна и та же этнографическая группа) не склонны к радикальным формам ислама, не создают проблем и вполне способны жить в немусульманском обществе, принимая его правила общежития. В отличие от многих понаехавших.
А белорусская арабица - очень интересная штука. Насколько я знаю, поскольку она точнее передаёт некоторые звуки, чем использовавшиеся в старобелорусском версии латинского и кириллического алфавитов, некоторые нюансы звучания старобелорусского именно китабы, книги, написанные на белорусском языке арабским письмом, позволили лучше понять.
А «Зикр-уль-Китаб» занимается, помимо прочего, возрождением письменности на основе арабской графики.
Reply
Leave a comment