Кострома. Ипатьевский монастырь

May 21, 2018 18:15

Кострома для меня совсем не чужой город. Там родились и выросли мои родители, там всю жизнь прожили мои бабушки и дедушки, и именно туда, к ним, я приезжал практически каждое лето не каникулы. Признаюсь, я, в общем-то, неплохо знаком как с самим городом, так и с его древней историей. Но некоторое время назад, систематизируя свой фотоархив, я к своему удивлению обнаружил, что практически его не снимал. Так ведь оно обычно и получается - чем чаще бываешь в каком-либо месте, тем реже его фотографируешь. А рассказать о таком красивом и родном мне городе хотелось уже давно.

Поэтому, будучи вновь прошлым летом в Костроме, я уже знал, что без снимков оттуда не вернусь.

1.




Однако свою серию постов о Костроме я бы хотел начать не с рассказов об историческом центре (как это обычно принято), а с его окраинной жемчужины - Ипатьевском монастыре, который находится в небольшом отдалении, на берегу реки Костромы, где та впадает в и без того широкую Волгу. По моему личному мнению, это самое важное и сакральное место всей Костромской земли. Именно отсюда я бы советовал начинать знакомство с городом всем прибывающим сюда.
2.



Добраться до монастыря не сложно: как от железнодорожного, так и от автовокзала идут прямые автобусные маршруты 14 и 38 (стоимость проезда - 20 руб.). Нужная остановка сразу после того, как вы пересечете мост через реку. Но я бы советовал выйти на одну остановку раньше, до моста. Так как именно с другого берега реки можно наблюдать тот самый "открыточный" вид, которым любовался ещё Прокудин-Горский в 1911 году:
3.



Всегда нравилось, как выглядят стены русских крепостей и монастырей на берегах рек:
4.



Кстати, здесь же можно по ходу дела заглянуть в относительно недавно открывшийся музей "Лес-чудодей", где рассказывается, главным образом, о богатстве костромских лесов и его обитателях (зачастую довольно мифических). Стоимость билета: взрослый - 150 руб., детский - 100 руб., с экскурсией - 200 руб.:
5.



Но сегодня рассказ об Ипатьевском монастыре, а потому идём на мост, откуда открывается ещё один потрясающий вид на древнюю обитель:
6.



У стен монастыря кипит уже традиционная для туристических мест бойкая торговля:
7.



Особенно ценятся сувениры из бересты и одежда из льна. И то, и другое - бренд Костромы:
8.



При сходе с моста обращает на себя внимание небольшая часовня с чёрно-желтым имперским флагом на флагштоке. Это новодельная Часовня Царственных Страстотерпцев, поставленная здесь в память о расстрелянной в 1918 году царской семье Романовых. Почему именно рядом с Ипатьевским монастырём - расскажу позже:
9.



10.



Тут же, практически у самых стен древнего монастыря - узкие улочки с жилыми деревянными домами, школами и детскими садами. Ещё студентом, приезжая на каникулы и гуляя по этим местам, всегда удивлялся каково это - соседствовать с подобными историческими гигантами: "...А теперь, дети, посмотрите в окно. Вот по той дороге холодным мартовским днём 1613 года шла торжественная процессия из Москвы, чтобы пригласить нашего Михаила Фёдоровича на царствие Российское...":
11.



Наконец, подходим к самим стенам Ипатьевского монастыря. И тут пришло время рассказать о том, почему же это место считается настоящим символом города Кострома, и не только его, а по сути и всей нашей страны. Об его истории.

Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году - родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий - и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него ни сил, ни средств:
12.



Впрочем, это предание. По мнению же современных ученых, основание монастыря произошло лет на сто раньше. Дело в том, что ещё новгородцы издавна почитали Ипатия, бывшего покровителем посадников их города, а реку Кострому они использовали для выхода к Волге. Поэтому историки полагают, что именно жители Новгорода и заложили Ипатьевский монастырь:
13.



Однако, и участие в судьбе обители татарина Чета также не подлежит сомнению - род Годуновых всегда оказывал монастырю большое внимание. Тоже, думается, неспроста:
14.



Они жертвовали монастырю огромные суммы денег, отдавали деревни. Ещё задолго до Бориса Годунова во владении Ипатьевского монастыря уже находилось более 400 сёл, что делало его одним из четырёх крупнейших в стране монастырей-землевладельцев.
15.



С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость:
16.



Вход на территорию осуществляется через Северные (Екатерининские) ворота, построенные лишь в 1767 году, к приезду сюда самой императрицы:
17.



Над аркой ворот можно видеть живописное панно - композиция «Гостеприимство Авраама». Чуть ниже - вензель императрицы Екатерины II:
18.



Здесь же располагаются кассы. Входной билет - 150 руб., студенты и пенсионеры - 70 руб., школьники - 50 руб. Фото-видеосъёмка оплачивается отдельно - 100 руб. (однако даже при наличии билета на съёмку фотографировать в Троицком соборе запрещают строго-настрого):
19.



20.



Наконец, попадаем вовнутрь. И первое, что открывается перед глазами - грандиозный Троицкий собор, и стоящая рядом с ним такая же монументальная звонница. Тот храм, что стоит сейчас - постройки 1652 года. До этого, на том же самом месте существовали ещё 2 храма с тем же названием: первый деревянный заменили каменным ещё в царствие Ивана IV Грозного; а второй был сильно повреждён во время штурма крепости, где в то время держал оборону Лжедмитрий II:
21.



Штурм Ипатьевского монастыря в 1609 году вообще тяжко отразился на сохранении памятников древнего зодчества. Кроме собора пострадали ещё два надвратных храма. Кроме того, пришлось полностью снести одну из разрушенных стен монастыря.
22.



Но именно эти смутные годы и принесли Ипатьевской обители всемирную известность. А дело всё вот в чём: в начале XVII века страна погибала под внешними ударами интервентов и внутренними разборками боярских родов.

Следует череда переворотов. Власть переходит из рук в руки. Друг друга сменяют Лжедмитрий I, Шуйский, Лжедмитрий II, которого в итоге тоже свергают, и вскоре к власти приходят семеро бояр - начинается недолгое время семибоярщины. Недовольный таким поворотом, народ организует ополчение и в итоге свергает бояр, за чем следуют выборы нового царя.

Всё это время (за исключением вышеупомянутых событий, связанных с Лжедмитрием II) Ипатьевский монастырь остаётся в стороне от больших политических дел, но вновь выходит на первый план в самый нужный момент. На выборах царя патриарх Филарет предлагает в качестве лучшей кандидатуры ни кого иного, как своего сына Михаила Фёдоровича, который укрывается как раз в Ипатьевском монастыре:
23.



После долгих споров церковь всё же сдаётся, и решает признать новым царём именно сына Филарета.

14 марта 1613 года здесь свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда - к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе - из Москвы прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание, а Кострома получила именование «колыбели дома Романовых»:
24.



С воцарением новой династии на мысу у впадения Костромы в Волгу все завертелось: стройки, ремонты, вклады, пожертвования, визиты государей и великих князей, митрополитов и патриархов. Началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом»:
25.



26.



В конце 1652 года воздвигли новый пятиглавый Троицкий собор (тот, что на фото снизу). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным - крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Но, к сожалению, как я уже писал, фотографировать там строго запрещено, поэтому показать всю красоту внутреннего убранства не могу... Бабушки-смотрительницы следили за мной почище конвоиров в застенках ГУЛАГа :)
27.



В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи, книги и колокола. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись - один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси:
28.



На протяжении всего времени, пока страной управляла династия Романовых, более 300 лет, Ипатьевский монастырь находился на привилегированном положении. В мае 1913 года обитель стала средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители:
29.



Однако, процветание не может длиться вечно. Наступает 1917 год...

После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. На территории монастыря организуется детский дом, военные казармы. Чуть позже появляется стадион и танцевальная площадка. Все ценности вывозятся в Москву и местный краеведческий музей.

Не пощадили коммунисты и один из храмов. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. И вот только совсем недавно его заново отстроили, хотя, насколько я знаю, он ещё до сих пор официально не открыт:
30.



И лишь после Великой Отечественной Войны, в 1958 году, была признана историческая и архитектурная ценность обители. Ипатьевский монастырь получил статус музея-заповедника:
31.



А 18 февраля 1992 года в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи:
32.



33.



Сегодня "колыбель Романовых" вновь начинает своё очередное возрождение. Сюда снова стекаются власть имущие (здесь были с визитом все без исключения президенты России: Борис Ельцин посетил монастырь летом 1998 года; Владимир Путин - весной 2005 года; Дмитрий Медведев - в мае 2008 года, на восьмой день после вступления в должность президента). Здесь вновь много паломников и прихожан:
34.



35.



А иногда сюда заезжают и "заморские гости", как, например, принц Майкл Кентский, связанный, помимо прочего, с этим местом ещё и кровной родственной связью с династией Романовых. Во время своего визита в 2006 году он подарил монастырю огромный колокол весом 8 тонн (то есть 500 пудов), называется «Царь Михаил» (отлит в Тутаеве по самой что ни на есть старинной технологии). Подарок принца можно увидеть: он висит на звоннице, построенной в последний год эпохи Годунова:
36.



37.



Я практически каждый год бываю в Костроме, и вижу как монастырь преображается. Видно, что за ним следят, облагораживают. Многим не нравится, что за входной билет с недавних пор стали брать деньги (раньше вход на территорию был бесплатным). Но на содержание тоже нужны средства. Пусть уж лучше так, чем как в 90-е, когда всё рушилось буквально на глазах:
38.



Совсем ещё недавно, всего несколько лет назад был здесь с братом. Гуляли, смотрели как всё меняется... Смотрю - рядом с Троицким собором ограждение, и информационный стенд о том, что скоро здесь будет воссоздан взорванный большевиками Богородице-Рождественский собор. Даже как-то не поверилось) Область небогатая, денег крайне не хватает, а тут собор обещают заново возвести... Думал будет долгострой.

А тут приезжаю, смотрю - стоит! Внешне как на фотографиях Прокудина-Горского. Один-в-один! Приятно, конечно:
39.



Единственное, что вспоминается с небольшим знаком "-", так это то, что закрыли большую часть монастыря от посетителей. До сих пор в памяти та деревянная церковь "без единого гвоздя", где можно было вдоволь налазаться (сгорела уже, кстати, в 2002 г.), и возможность там же подняться на крепостные стены...
40.



Теперь там монахи:
41.



Ещё, что сразу бросается в глаза - это относительно скудная растительность не территории и вокруг монастыря в сравнение с тем, как было раньше. Деревья зачем то спиливают под корень, оставляя огромные пеньки. Честно говоря, смысл этого не очень не понимаю:
42.



Понятно, что листва, наверное, слишком загораживает старинные каменные наличники XVII века, и вообще всю красоту и труды древних зодчих... Но деревья всё равно жалко:
43.



И напоследок хочу ещё один совет дать. Оставьте немного сил и времени, чтобы походить вокруг монастыря. Теперь тут сделали некую прогулочную зону для туристов, и получилось действительно неплохо:
44.



Можно погулять вдоль стен и башен:
45.



46.



47.



А можно и просто посидеть, отдохнуть, глядя на волжские просторы:
48.



49.



В общем, провёл тут практически целый день (хотя и бывал уже здесь неоднократно). Заняло на всё-про-всё часов 6-7. И это при том, что не посещал музейные экспозиции, которые здесь очень и очень занимательные (одни палаты Романовых чего стоят!). Неспешно, конечно ходил. Снимал, наблюдал за жизнью иноческой... Поэтому приезжать, всё же, лучше с самого утра:
50.



В следующий раз идём на прогулку по историческому центру Костромы!

P.S. - извиняюсь за излишне длинный пост в полсотни фотографий (ужимал как мог). Просто не хотелось рвать его надвое, а показать и рассказать было о чём :)

Кострома, Поездки по России, фотопутешествия, маршрут выходного дня, Золотое кольцо, древние города

Previous post Next post
Up