На следующий день после изнурительного карабканья по ступеням
Великой Китайской стены, сил, надо признаться, было немного. А посему, для контраста хотелось чего-то более спокойного и размеренного. В итоге выбор пал на Летнюю резиденцию китайских императоров, расположенную в 20 км к северо-западу от центра Пекина. Огромный парковый ансамбль площадью 290 кв.км, с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшийся по берегам искусственного озера Куньминху, известен не только каждому китайскому гражданину, но и приезжим из других стран. Вот туда и отправимся...
1.
На посещение парка Ихэюань (так называют Летний дворец сами китайцы) желательно отвести весь день и соблюсти общее правило - кто рано приедет, того бог не обидит. Добираться можно дешево с пересадками: сначала до зоопарка, оттуда на автобусе № 332, - и дорого без пересадок (туристическим автобусом от Цяньмэнь). И, наконец, очень дорого ($5) на лодке опять же от зоопарка, повторяя таким образом старинный императорский маршрут. Входной билет в Ихэюань стоит от 35 до 60 юаней в зависимости от сезона:
2.
История создания парка непроста и довольно трагична. Его начали строить ещё в далёком XII веке, но в основном облик Ихэюаня определился лишь в XVIII столетии, когда император Цяньлун из династии Цин решил на 60-летие своей матери сделать грандиозный подарок в виде помпезной "зоны отдыха", которая бы поражала воображение современников. Строительство развернулось в 1750 году с устройства рукотворного озера Куньминху. И постепенно вся территория парка покрылась величественными постройками.
Но вся красота простояла лишь столетие. В 1860 году в Пекин вторглись войска Объединенной армии Британии и Франции, которые уничтожили парковый ансамбль, а бесценное собрание фарфора и прочее содержимое дворца было разграблено. Некогда благоухающий островок рая на земля превратился в руины.
И лишь спустя почти 30 лет, в 1888 году, в период фактического правления вдовствующей Императрицы Цыси, разрушенный парк был заново отстроен и назван "Ихэюань", что означает «место покойной старости и возвращения к гармонии после ударов судьбы»:
3.
Сегодня комплекс летнего дворца представляет собой множество павильонов-теремов, разбросанных по зеленому холму, с которого открывается вид на озеро. Есть и мостики, есть и островки - словом, весь традиционный китайско-пейзажный набор. И соблюден принцип «как можно больше воды», ибо все подчинено главной задаче - спасению от зноя. В момент моего пребывания здесь солнца, к счастью, не было, поэтому по достоинству оценить все преимущества данной близости к воде я не сумел. Но предположить могу:
4.
А воды тут и правда с лихвой: озеро Куньминху занимает целых 220 га (т.е. три четверти парка) и весьма причудливо расположено. Можно кататься, можно купаться, зимой можно на коньках. Но это все же Летний дворец, поэтому посещать его желательно летом и в приближенные к нему межсезонные времена (апрель-октябрь):
5.
Особой популярностью пользуются водные прогулки на всевозможных катерках и лодках. Например, на такой, стилизованной под императорскую старину ладье, билет в среднем выйдет в 10-15 юаней в час:
6.
Однако, покататься по водной глади целесообразней под конец прогулки. А вначале лучше всё же побродить по территории. Обычно первой на пути предстает гора Ваньшоушань, то есть гора Долголетия, на северном склоне которой возвышается ламаистский храм, построенный ещё императором Цяньлуном:
7.
Этот храм был построен не для этнических меньшинств и не для молитв людей, живущих за пределами Летнего дворца. Это политический шаг, это знак всем, что Буддизм - национальная религия Китая, потому что ламаистский храм был построен в императорском саду. Это значило, что правительство династии Цин осознавало важность ламаизма, и что Пекин стал национальным центром ламаизма. В то время храм процветал: в нем было несколько сотен ламаистских священников и на него тратились большие суммы денег:
8.
Император Цяньлун стал принимать лидеров этнических меньшинств с северо-запада, монгольских религиозных лидеров, а также приютил шестого Далай Ламу. Понимая важность религии в объединении севера, северо-запада, Цинхая и Тибета, Цяньлун использовал этот аспект в своей политике и не прогадал. Ламаизм прочно пустил корни на китайских землях, объединяя прежде далёкие народы:
9.
Но пришло лихолетье, и в 1860 году этот храм, как и весь парковый комплекс, был обращен в пепел армией агрессоров:
10.
Долгое время он стоял в полном запустении, и даже в 1888 году, когда императрица Цыси восстанавливала Летний дворец, денег на полное восстановление храма не хватило. Только один большой зал был восстановлен на задней стороне Холма Долголетия - Зал Буддистской Доктрины, который сейчас и можно увидеть:
11.
Теперь спустимся с небес на землю. Внизу, у северного склона Холма Долголетия лежит торговая улица Сучжоу:
12.
Построена она была также при императоре Цяньлуне более чем 200 лет назад. Считается, что было две причины для строительства этой улицы в императорском саду. Во-первых, когда император Цяньлун путешествовал со своей матерью вдовствующей императрицей Сяошэн на юг, он был под большим впечатлением от водного района Сучжоу в низовьях реки Янцзы. Здесь люди торговали прямо с лодок по берегам рек и каналов. Такого он никогда не видел на севере. Поэтому Цяньлун решил построить нечто подобное в Пекине:
13.
Вторая причина заключалась в том, что императрицы, принцессы и наложницы в то время жили за стенами дворцов и были отрезаны от внешнего мира - их жизнь была скучная. Поэтому улица Сучжоу стала для них прекрасным развлечением. Ведь построена была не просто улица - евнухи и служанки одевались продавцами, покупателями и прохожими. Когда император Цяньлун приходил со своей матерью на эту улицу, она уже была полна "торговцев" и "покупателей", которые азартно торговались друг с другом. Даже попрошайки и карманники сновали вокруг в толпе. Для большей убедительности:
14.
В чёрный для всей резиденции 1860 год, при вторжении англо-французских войск, печальная участь не миновала и её. Торговая улица Сучжоу была полностью сожжена. Во время восстановления Летнего дворца при императрице Цыси денег на ее перестройку также не хватило. И только в 1986 году началось восстановление улицы как части реставрационных работ в Летнем дворце. Работы закончились лишь в сентябре 1990 года:
15.
Сейчас улица Сучжоу в длину 600 метров, на ней стоит более чем 60 магазинов, ресторанов, чайных домиков, а также галереи, банки, аптеки, красильни и книжные магазины. Все продавцы, лодочники, полицейские и музыканты одеты в одежды династии Цин. Надписи на магазинах сделаны в традиционном стиле:
16.
Говорят, особенно красивой она становится вечером, в свете фонарей. Но этого, к сожалению, понаблюдать воочию не удалось:
17.
Лично мне Ихэюань запомнился всепоглощающим внутренним умиротворением. Как и в знаменитых японских садиках здесь царит покой и гармония. В течение нескольких столетий резиденция украшалась самыми разнообразными способами: были выстроены важнейшие храмы, посажены редкие деревья, привезены красивые камни:
18.
В некоторых местах есть даже целые каменные лабиринты:
19.
А иногда можно случайно наткнуться на вот такие раритетные экспонаты, выставленные прямо под открытым небом:
20.
Но побродив по внутренним районам парка, всё равно рано или поздно вновь спускаешься к озеру. Здесь, всё-таки, главные объекты для осмотра. Вот одна из них, с незамысловатым названием - "Павильон открытого вида". По сути - смотровая площадка. Но и тут не всё так просто. Оказывается, это самый большой павильон в Летнем дворце. Павильона подобной конструкции и такого размера вы не найдете нигде больше в Китае:
21.
Ещё с большим интересом всегда рассматриваю скульптуры всяких живностей, коих в Китае великое множество. Один из подобных примеров - китайский мифический зверь Цилинь. Этот чудо-зверь является главным из 360 животных, проживающих на суше. Его иногда включают (вместо тигра) в китайский перечень четырех благородных животных наряду с драконом, фениксом и черепахой.
Цилинь - своего рода химера: как правило, у него несколько рогов, зелено-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами коня или оленя, голова дракона и медвежий хвост. Он живет не менее 2,000 лет, но увидеть его дано только избранным. Подобно европейскому единорогу, Цилинь символизирует долговечность и благополучие. Поэтому его изображения часто наносились на предметы Императорского обихода:
22.
Мост "Нефритовый пояс", или Юйдайцяо также является популярной точкой притяжения многочисленных туристов, желающих сделать красивый снимок с немалой, в общем-то, высоты. Это самый высокий арочный мост из шести имеющихся здесь. Расстояние от воды до моста - 10 метров.
Он был возведен в 1751-1764 годах при императоре Цяньлуне в стиле «лунных» мостов, характерных для сельской местности Южного Китая. При строительстве использовался мрамор и другие строительные материалы белого цвета. На перилах моста выгравированы журавли и другие животные. А такая необычная форма арки была выбрана для того, чтобы под мостом могла проплывать Императорская лодка-дракон:
23.
В наши дни лодки, конечно поскромней. Но места то всё те же!
24.
25.
Места императорского Китая... Где буквально каждый мост, каждая башня несут в себе отпечаток величия Поднебесной империи:
26.
Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Это в полной мере относится и к Летнему дворцу. Его планировка (не такая упорядоченная как в храмах и дворцах Пекина), а также его размеры делает затруднительным выделить какой-то единственный маршрут по парку. В основном просто блуждаешь по территории от одной красоты к другой. И от этого под конец дня начинаешь всё больше тяготить в сторону садово-парковой зоны. Здесь идеальное место для окончания прогулки. Атмосфера гармонии и благоденствия:
27.
28.
В общем, будете в Пекине, не поленитесь съездить в летнюю резиденцию императоров Ихэюань. На мой взгляд, она очень хорошо передает не только архитектурный облик и колорит древнего Китая, но и свидетельствует о вечном стремлении китайского народа к грандиозности своих творений и неуемной жажде власти и алчности его правителей:
29.
Предыдущие части:
1.
Пекин. Запретный город 2.
Великая Китайская стена. Участок Бадалин