Кажется, у меня произошла передозировка от всего увиденного, не только за последние полторы недели, а за весь этот театральный + кино-ретроспективный (Берман, в основном) осенне-зимний сезон целиком, проведённый в родной т.н. Бруклинской Академии Музыки или просто БАМе (BAM). Сезон наконец завершён, для меня, во всяком случае, ну а весь полученный "груз" только сейчас становится до конца ощутим.
Судите сами:
Театральные постановки в этом сезоне были все как на подбор душераздирающими (я писал о них, т.ч. кликабельно):
In-I с Juliette Binoche,
Decreation,
Quartette с Isabelle Huppert, в постановке Robert Willson, неБамовский
Гамлет, с Jude Law, как-то так вне очереди пролез в этот список, и наконец
Streetcar Named Desire с Cate Blanchette, в постановке Liv Ulmann.
Ретроспектива увиденных мною на большом экране, за последние полторы недели состояла исключительно из фильмов Бергмана, ну и с участием Liv Ulman - видел их все раннее, но в пределах своего телека..: Персона / Persona (1966), Стыд / Shame/ Skammen (1968), Час волка / Hour of the Wolf / Vargtimmen (1968), Страсть / The Passion of Anna (1969), Шепоты и крики / Viskningar och rop (1972), Осенняя соната / Hostsonaten (1978), Змеиное яйцо / The Serpent`s Egg (1977).
Если кому интересно о чём они, то добро пожаловать под катом вкратце о каждом из них
Про Стыд и Персону я обмолвился в прошлом посте..
Змеиное яйцо / The Serpent`s Egg (1977):
Берлин 1923 год. Голодная германия, разруха, упадок, ненависть, преступность.. Прекрасная среда для зарождения чего-то совершенно нового, обещающего возродить нацию, и построить новое общество.
Фильм этот о яде, которым стало пропитываться старое и уже загнивающего романтическое общество. Он о экспериментах которые стали тайно проводить над людьми. О том, кто во всём виноват - бей жЖида спасай любое общество. Он об укушенных. И самое главное - о зарождении фашизма.
О том, как всё начиналось (прямо как по Макару).
Кстати, прекрасное было бы предисловие к трилогии BRD, Фассбиндера (те кто знают работы этого режиссёра наверняка понимают чём я)
В фильме кроме Лив Ульманн снимался мэриканский актёр Дэвид Кэррадайн / David Carradine, у которого взгляд по круче чем у Иствуда, на мпой взгляд - он дольше его выдерживает
События в фильме опережают будущее на 10 лет. И выхода никакого нет..
Страсть / En passion / The Passion of Anna (969):
Я до сих пор не могу понять, почему наши америкосы перевели оригинальное название как Страсть Анны.. Фильм о наличии и отсутствии страсти у главной героини фильма, Анны (роль которой исполнила Лив Ульманн), и у каждом из основных персонажей этого Бергмановского кино.
Один из наиболее глубоких, и проникновенных фильмов Бергмана, на мой взгляд. Берман делал этот фильм в тот момент, когда между ним и Ульманн происходил разрыв отношений. Поэтому некоторые чувства и переживания которые они испытывали в тот момент отражались и на персонажах. Свою роль он дал возможность сыграть одному из своих основных мужских актёров - Максу фон Зюдову / Max von Sydow. Так что, в каком то плане фильм этот является ещё автобиографическим.
Фильм о душевных переживаниях человека. А эту роль почти во всех картинах Бергмана исполняют именно женщины. Страсть Анны нужно смотреть после фильма Стыд, который, как я уже упоминал является для меня лично одним из самых сильных фильмов о войне. Между этими двумья картинами есть существенная связь - она о проявлении насилия. Смотрите оба фильма.
Час волка / Hour of the Wolf / Vargtimmen (1968):
Фильм об агонии художника.. Один из любимых ужастиков..(ужастик, для меня это Ребёнок Розмари, к примеру, а не приключения живучего Фреддика - которые то же все люблю, но как комедии). Life is nothing but a tissue of lies - жизнь, это только сплетение лжи, я бы сказал.
Шепоты и крики / Viskningar och rop (1972)
Картина о связи между родными, между тремя сёстрами - но отнюдь не Чеховскими.., и о служанке - единственном человеке, способной принести некоторое утешение одной из умирающей сестёр.
Фильм снимался в старинном замке. Примечателен он тем, что Бергман использовал в нём исключительно натуральный свет. Многие сцены снимали в комнатах, куда в данный момент заходил дневной свет, поэтому времени на пробы, и на то, чтобы что-нибудь менять в сущности не было - это со слов самой Ульманн во время беседы после просмотра . Она ещё добавила, что это единственная картина, в которой Бергман позволил её героине быть чуть красивой. В остальных его картинах она снималась совершенно без гримма.
Осенняя соната / Hostsonaten / (1978)
Фильм о любви и лжи.. Картина об отношении матери - талантливой пианистке, роль которой сыграла Ингрид Бергман (всего лишь однофамилице Ингмара Бергмана), - и об её сорокалетней дочери, которая так никогда и не стала профессиональной пианисткой, и валит все невзгоды на мать. Хороши обе.. В фильме присутствует ещё одна дочь, она больна.. В этой картине происходит мощное выяснение отношений в виде признаний и обвинений дочери - гадкого утёнка, которая так никогда и не распустилась, и не научилась летать - валящей всё на мать.
Фильм о прощении - мать и дочь не смогли простить друг друга. Простить смогла лишь больная дочь.
Эта картина была последней для Ингрид Бергман. Снимаясь в ней, она уже знала, что болеет раком. Несмотря на этот факт, Ингмар Бергман не разрешил ей изменить окончание этого разговора - признания, о котором я упомянул. После всех обвинений мать просит дочь обнять её. Ингрид не хотела произносить этой просьбы. Вместо этого она была готова ударить дочь по лицу. Ингмар Бергман был против. Они разругались, и дошло до того, что собирались прекращать съёмки. Причин вроде было и до этой сцены достаточно, им было не легко работать вместе. В конце концов Ингрид Берман таки согласилась произнести эти слова. Но сказаны они были в такой форме, что по агонии в её глазах можно было бы прочесть это шлепок по лицу.
Всё это серьёзно нагрузило мой и без того серый моск..
Те кто хоть чуточку представляет себе о чём вообще эти фильмы, может свободно посочувствовать мне, хотя бы мысленно.
В прошлом посте я не сдержался, и растрепался о том, что меня обняла сама
Liv Ulmann - муза Бергмана начиная с середины 60х.., одна из любимых моих актрис. Мне удалось её запечатлить:
Мне дважды посчастливилось присутствовать на общениях в Баме с этой прекрасной актрисой, и режиссёром.
Билеты на заранее запланированную как единственную встречу с Ульманн я преобрёл ещё в конце Мая.
В программке с расписанием показа в этом месяце ретроспективных Бергмановских фильмов с её участием я как-то случайно наткнулся на сноску, где упоминалось, что сразу после показа фильма Шёпоты и Крики будет незапланированная первая встреча с Лив Ульманн, где она ответит на вопросы ведущего с ней беседу корреспондента, а так же со слушателям из зала.
Народу именно на этот сеанс собралось раз в 15 больше чем на обычный показ фильмов из этой ретроспективы.
Я не разочаровался. Лив родилась в Японии, в норвежской семье, жила в Норвегии, а снималась в Швеции. Несмотря на это она свободно общается на английском. Ей через несколько дней стукнет 71. По её общению, духу, и даже виду я бы не дал ей больше 55 - я не нарочно занижаю..
Мне было очень интересно её слушать. Она во многом оказалась именно такой, какую я себе её и представлял. И в этом огромная заслуга самого тов.Бергмана. С её же собственных слов, он давал возможность актёру проявить себя, и играть так как он чувствует текст. Но, одновременно не разрешал им менять в нём не единого словечка.
Мне действительно посчастливилось увидеться с ней на этой первой встрече, т.к. она была не совсем официальной. И по завершении она вышла из зала в окружении 2-3х человек, и небольшой толпы, состоявшей из таких же ненасытных поклонников её творчества как я. Они подходили к ней по очереди, о чём то недолго беседовали, некоторые просили после этого сфотографироваться. А я всё стоял и просто следил за общением. Я не знаю как по другому вести себя.. Я просто стоял рядом, лицезрел, внимал, и наслаждался.. Когда же очередь вдруг дошла до меня, я просто поблагодарил её за творчество, и сказал, что это честь для меня видеть так вот вблизи свою любимую актрису. Судя по всему, и я оказался её любимым зрителем, т.к. она вдруг подала мне руку, а потом и обняла.. Я там ещё долго остался стоять..
На долго запомнится её общение с каким-то юным мальчишкой, который подошёл к ней, и что-то там щебетал то на шведском, то на английском. Я расслышал только, как она сказала ему: А тебе ни кто не говорил, что ты очень красивый, и нежно провела рукой по его щеке. Юнец обомлел, и попросил сфоткаться с ней, но всё никак не мог найти опцию фотоаппарата на своём навороченном мобильнике. Тогда я предложил ему снять их на свой фотоаппарат, и позже послал ему эту фотографию. На фотке выше она улыбается стоя именно с ним - это я его вырезал.
Если кому интересно посмотреть на фотку целиком, с этим мальцом-удальцом и Ульман, жмите
сюда! А у самого смелости не хватило предложить сфотографироваться. Разные весовые категории,- не люблю я это дело.. потому как не фанат я, а почитатель творчества, всего навсего .
Тут несколько кликабельных фот, которые я сделал уже общаясь с ней по окончании встречи, коридоре
Подробнее о встречах с Ульманн и о спектакле Трамвай Желание с Cate Blanchette, я уже в следующий раз напишу.