Давненько это было, в августе 2009 года.
Решили мы съездить в посёлок Шабры, что под Екатеринбургом и посетить известное у здешних туристов место - заброшенный, законсервированный тальковый карьер СТАРАЯ ЛИНЗА.
Вначале немного истории, геологии, географии:
Шабровское тальково-магнезитовое месторождение считается одним из крупнейших не только на Урале, но и в России.
Разработка главного карьера Старая линза кустарными методами началась еще в 80-х годах девятнадцатого века, планомерная эксплуатация началась в 1927 году, когда потребовались огнеупоры.
Был построен Шабровский тальковый комбинат. Шабровское месторождение (крупнейшее в Советском Союзе), состоит из тальк-магнезита.
Он начинает плавиться при температуре свыше 1600 градусов Цельсия и в то же время легко пилится.
В 1959 году в двух километрах на юго-восток от него началась разработка второго талькового карьера и в 1974 году карьер "Старая линза" был законсервирован.
Он поддерживается в стабильном состоянии, ведется откачка воды (за насосами следит человек на дне карьера), также следят за состоянием спускных лестниц, построенных ещё при Сталине.
Карьер "Старая линза" представляет собой котлован, прорытый почти в монолитной тальковой глыбе, имеет глубину около 100 м, ширину - 250 м, длину - до 500 м.
Живописность карьеру придают отвесные стены, они спускаются большими ступенями, формируя узор наподобие египетских пирамид.
На южном склоне карьера имеется выход зелёного змеевика. Грунтовые воды низвергаются со стен множеством красивых водопадов.
На дно карьера, ведут крутые деревянные лестницы.
Осталось брошенным старое оборудование: электромоторы, дисковые стальные пилы, гусеничный польский экскаватор WARYNSKI КМ-602А, лебедки, вагонетки, рельсы узкоколейки, уходящие в воду...
Напротив лестниц лежит нечто, напоминающее бензопилу, эта супер-пила называется бар.
Когда-то она была частью баровой машины, которая резала добываемый тальк на кирпичики.
На большой высоте, над карьером, протянута подвесная канатная дорога - своеобразный фуникулер для доставки грузов.
По краям карьера стоят башни-пилоны, соединенные троссссами.
Вокруг котлована тянутся отвалы пустой породы.
В них можно найти много красивых минералов: куски талька-жировика зеленовато-голубого цвета, дымчатый кварц, черный и розовый турмалин, блестящий магнитный железняк, змеевик, змеевик с тальком (серпентинит оталькованный), доломиты.
Сквозь стены карьера начали прорастать деревья, особенно интересно они смотрятся на ступенчатых спусках.
Есть на территории комбината, рядом со старым карьером, и карьер по добыче змеевика - Григорьевское месторождение.
Змеевик здесь прекрасный, с насыщенным цветом вплоть до изумрудного.
Тальк и змеевик - родственные минералы и часть молекулярной формулы у них совпадает.
Линза - термин геологический (от лат. lens - чечевица), означает - чечевицеобразная форма залегания горных пород и полезных ископаемых; округлое или овальное тело с уменьшением мощности к краям.
Косые слои породы, расположенные под разными углами к горизонту, называются линзами.
Линзы отличаются между собой структурой и окраской.
Месторождение и фабрика находятся в 27 км к югу от г. Екатеринбурга.
Координаты: 56°37′33″ с. ш. 60°36′22″ в. д.
Как добраться:
от конечной трамвайной остановки "Южная" каждые 20-40 минут ходит автобус № 105 Екатеринбург-Шабры. Ехать 40 минут.
1. Идём по ходу автобуса по тропинке, идущей параллельно ж\д пути справа.
2. Между двух индустриальных, сильно шумящих строений, пересекая несколько ж\д путей.
3. Немного в горку по дороге и направо к карьеру по тропинке, скрывающейся в зарослях.
4. Вниз по лесенке, по дороге и вновь по лесенкам. Осторожно - скользко! Тальк - порода скользкая и мягкая!
Ещё один вариант объяснения - как найти карьер - проход на карьер через железнодорожную станцию "Тальковая" (находится левее проходной комбината)
На въезде в посёлок идём налево вдоль путей. Практически напротив входа на станцию переходим через пути и углубляемся в заросли (там есть едва заметная тропа). Идём по ней до каких- то тёмных куч, похожих на шлак. Далее чуть левее проходит колея, заросшая травой. Идём по этой колее, пока не увидим опору от канатной дороги, от которой в сторону карьера тянется трос. Проходя между этой опорой и трансформаторной будкой, забираем чуть правее в сторону проходной. Идём через развилку прямо до таблички "карьер опасная зона, проход запрещен!" Левее этой надписи есть тропа и лестница по борту карьера. Далее - дорога, постепенно спускающаяся вниз, идём по этой дороге. В конце дороги увидите деревянную лестницу. Лестницу хоть и подновляют регулярно, но спускаться нужно очень осторожно. Некоторые ступени и перила качаются. По окончании спуска, следуем по ограждённой тропе до ещё одной лестницы. И уже по ней спускаемся на дно карьера. В карьере есть сторожка, в ней обитают мужички, поддерживающие работу насосов. Сторожам, в принципе, пофигу на пришельцев, если пришельцы не буруздят.
Мои впечатления.
Ощущение грандиозности!!!
(Подобное я испытывала в Норвегии, когда взошла на гору Прейкестолен, когда вышла на ледник Бриксдайл.)
Ноги подкашиваются, руки дрожат, в голове какой-то, не то фон, не то треск и кружение.
Тут сначала надо присесть, немного остыть и тогда уже можно идти вперёд, к постижению грандиозности.
О существовании этого объекта я узнала не так давно, лет шесть назад, но экстремалы уже давно проторили дорогу.
И, хотя дорога туда известна, найти карьер не так просто. Как и на другие объекты, на карьер мы съездили два раза.
В первый раз ( в начале августа 2009г) долго кружили по местности, как оказалось, вокруг карьера.
Прошли чуть южнее, потом свернули на запад, бродили, продирались по бурелому, обошли карьер почти что вокруг, не видя его. Как говорится, плохо подготовились.
И вдруг оказалось, что мы идём по дороге вдоль карьера, не сразу и увидели. Я глазам своим не поверила - так вот же он!
Территория вокруг карьера заросла лесом, но, даже взгляд, брошенный сквозь деревья, поверг меня в дрожь.
Невероятно! Вот же он! Грандиозно! Непередаваемо!
Честно говоря, когда мы подошли к лестнице, по которой надо было спускаться в карьер, мне стало совсем плохо. Дрожь, мондраж и ещё не знаю, что.
Даже к лестнице было страшно приближаться, она очень круто, чуть ли не отвесно, ныряла вниз.
Но мысль о том, что я не смогу из-за какого-то нелепого страха спуститься в карьер, постепенно ретировалась.
Как же, как же? Разве всё было зря? Нет! Потихоньку, не спеша, держась за поручни, мы спускались по лестницам.
Лесенки деревянные, старые, скрипучие, местами сломанные, кривые, качающиеся... и почти отвесные. Вот как-то так... :-)
Ну а что было дальше? Часа четыре мы провели в карьере, обошли его вдоль и поперёк, всё обследовали.
Я, конечно, фотографировала.
Набрали мешок различных минералов: голубой и желтоватый тальк, тёмно-бирюзовый слоистый змеевик (оталькованный), и даже турмалиновое солнце - большая удача :-)
Поднимались наверх по тем самым старым деревянным лестницам.
Возвращались уже через комбинат. Территория комбината большая, забором не обнесена, пройти можно спокойно, даже никто не останавливает.
И хоть дорога к карьеру и скрывается в кустах, теперь я могу запросто провести туда.
Второй раз мы приехали на карьер в начале сентября 2009 года.
Всё повторилось - дорога через комбинат, тропа в зарослях, табличка на берёзе - ОПАСНАЯ ЗОНА. КАРЬЕР!!! СПУСК ЗАПРЕЩЁН, деревянные лестницы, четыре часа блуждания в карьере...
Grandioso!!!
Это место надо посетить!!!
P.S. А некоторые экстремалы забираются наверх по стенам, то есть по каменным ступенькам пирамиды, это очень сложно и опасно, потому что круто и скользко.
Тальк
Змеевик (серпентинит оталькованный)
Турмалиновое солнце
Карьер - картинка из Google Планета Земля