Евангелие от Фомы - Л4

Mar 28, 2024 09:00

4. 1 Сказал Иисус: Старый человек в его дни [т.е. в свои годы] не замедлит спросить семидневного младенца о месте жизни и будет жить. [Мф.11:25; Лк.10:21]

Не думай, что если ты достиг преклонных лет, то можешь успокоиться, почивать на лаврах и учить других. Учиться и изменять свои взгляды никогда не поздно. Не следует пренебрегать простецами, иногда именно там, а не у считающихся среди людей мудрецами, можно найти ответы на главные вопросы. Кстати и наука, изучая развитие мозга и мышления детей, приобретает знание о природе человеческого мышления.

Далее Иисус неоднократно говорит о том, что человек во младенчестве как бы пребывает в "царстве", но вырастая теряет его и дорогу к нему (логии 22, 49).

У Матфея и Луки этот логий переработан: "Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам" (Мф.11:25; Лк.10:21). Но разве Творец от нас что-то намеренно утаивает? А вот если мудрые и разумные возгордятся...

Почему именно семидневного? На восьмой день у иудеев совершается обрезание ребенка (Быт.17:12), то есть он еще не посвящен Богу и не приложился к святости своего народа (намек на то, что учиться можно и у "необрезанных"). Естественно, это надо понимать духовно, символически - учиться можно везде и у всех.

"Место жизни" - это и есть "царство" духовной жизни, которое внутри нас, в нашей душе.

"Будет жить" - не умрет духовно. А вот жизни после смерти Богом не обещано, только жизнь на земле в будущих поколениях:

"Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих" (Втор.30:19-20).

2 Ведь многие первые станут последними, [Мф.19:30, 20:16; Мк.10:31; Лк.13:30]
3 и они станут одним единым.

Иисус говорит о возможности путем самопознания достижения единства человека, который обычно раздираем внутренними противоречиями и борьбой между плотским и духовным, где "поле битвы - сердца людей". Человек, достигший такого единства, не станет воображать себя "первым", то есть лучшим и, соответственно, достойным всего лучшего. Хочешь быть первым - стань последним, служи другим.

Впоследствии тема внутреннего духовного единства человека была подхвачена гностиками: "Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга. Поэтому и хорошие - не хороши, и плохие - не плохи, и жизнь - не жизнь, и смерть не смерть. Поэтому каждый будет разорван в своей основе от начала. Но те, кто выше мира; - неразорванные, вечные." (Евангелие от Филиппа, 10)

В синоптических евангелиях фраза расширена и смысл "первых и последних" совсем иной - первыми станут те, кто последовал за Христом и верит в него. Но дело не в "первых и последних", а именно в гармоничном единстве духовного и плотского в человеке. Далее эта тема достижения внутреннего единства и цельности прослеживается на протяжении всего собрания логий Иисуса.

Человек слаб и обуреваем страстями. Мало того, что он не может знать отдаленных последствий своих и чужих поступков - ни "хороших", ни "плохих", ему почти никогда не удается примирить все эти антагонистические уровни своей природы - плоть, эмоции, чувства, интеллект, подсознание, интуицию, дух, вот и бросает его из крайности в крайность, как утлый челн волнами. Он бы и рад обладать мудростью и разумом, только ведь разум и мудрость - это прежде всего умение гармонично уравновешивать и примирять все эти воюющие стороны, но кто его научит и успокоит его мятущуюся душу? Иисус попытался, но очень быстро стало ясно (и ему, и Тому, кто его послал), что человек, привязанный к земле цепями плоти, вынужденный думать прежде всего о пропитании, семье, детях, крыше над головой, не сможет служить сразу двум господам и выберет жизнь плоти, а не жизнь духа - и будет, как это ни печально, прав.

И тут появился апостол Павел...

Именно Павлу пришла в голову "спасительная" мысль, что вовсе не обязательно примирять две антагонистические природы человека, раз уж они непримиримы: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим.7:14,15). Но достаточно создать иллюзию примирения с помощью веры в Христа и церковь, а также в мистериальные таинства исповеди, покаяния и причащения, и вот уже грех становится не то что неприемлемым, но даже необходимым: "Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься". Зато всё спасение - в руках церкви и ее жрецов. И все довольны, все получили то, что им было нужно: простой человек - прощение неизбежных грехов и спокойствие совести, священники - ощущение своей сакральной власти и своей нужности для спасения человечества, правители - освящение своего часто не очень-то легитимного и благодетельного правления...

Фактически, Павел украл "тайное" учение Иисуса (как об этом сокрушался ап. Петр), предназначенное для узкого круга избранных иудеев, переработал, упростил его и выставил на продажу на базаре среди простого народа. Налетай, подешевело! И надо сказать, не прогадал. Спрос не падал почти две тысячи лет. Вот только много ли в его учении осталось от учения еврейского пророка Иисуса? Недаром оно стало называться по-гречески, христианством, а принявшие его имя иезуиты (Iesuitae - Societas Iesu) стали олицетворением хитрости, лицемерия, коварства и двуличия.

Но Иисус думал иначе, он считал, что именно эти избранные из еврейского народа, которые способны познать самих себя, с одной стороны, помогут Творцу понять, как исправить и преобразить разделенного в своей душе человека, а с другой, станут той закваской, которая сквасит все тесто, и поведут все человечество к лучшему будущему.

Характерно, что даже сегодня некоторые иудейские "равы" и "ребе" (взять того же популярнейшего Михаэля Лайтмана) сетуют, что евреи, как избранный народ, еще могли бы своим примером возглавить человечество и показать ему дорогу к миру и процветанию, но вместо этого они сконцентрировались на эгоистических национальных интересах и отвергли эту великую миссию.

* * *
< Евангелие от Фомы - Л3 = = = Евангелие от Фомы - Л5 >

Фома, религия

Previous post Next post
Up