ГЕРОЙ

Nov 01, 2012 12:25

Оригинал взят у dneprovskij в Герой
Оригинал взят у archerss в Герой


Май 1985 года выдался очень теплым,почти летним месяцем. Солнце весело сияло с небес, птицы пели весенние песни,цветы распустили свои бутоны. Душисто пахла сирень,которой был усажен весь сельский Мемориал.
   Школьницы стояли с цветами в руках. Они ждали,когда седой ветеран закончит свой рассказ,чтобы вручить ему букеты от пионерского отряда.
 - Долго еще? Уже ноги не держат. - пожаловалась вполголоса младшая.
 - Тихо ты! - цыкнула на нее старшая - Сейчас еще немного,потерпи.
Солнце поднималось все выше,над гранитными плитами струилось прозрачное марево. Борис Сергеевич высморкался в платок,и продолжил:
 - Проклятые изверги пришли на нашу землю,как в песне поется: "Душить,насиловать,грабить" . Но советский народ выстоял, отстоял столицу нашей родины - Москву - и погнал врага на запад. А после и переломил ему хребет прямо в логове. И вы, школьники,должны всегда помнить о подвиге тех,кто сберег для вас мир,кто отдал жизнь за нашу советскую Родину. Вы должны всегда помнить об этом!
Глаза старика затуманились,на них выступили слезы.Помнить,помнить...
 ...немцы вступили в село рано утром. Сначала по длинной улице проехал мотоцикл,громким стрекотом мотора оповестив всех о своем прибытии. Но красноармейцев в селе уже не было - они ушли еще ночью,чтобы ускользнуть от бдительного ока авиаразведки вермахта. Отступали по всем фронтам,неожиданно,несуразно,невообразимо.Сельских парней тоже хотели забрать с собой - но ни один не согласился,несмотря на угрозы политрука. Мыслимое ли дело - отступать с ними,оставляя свои дома?



  Позже,уже днем в село заехало несколько танков. Из одного из них вылез офицер в кожаном шлеме,и на ломанном русском языке позвал к себе ребятишек,которые сбежались посмотреть на эдакое диво.
 Народ собрался у кузницы. Офицер - немец из Риги,растягивая гласные читал по бумаге:
 "Мы пришли к вам,чтобы освободить от власти жидов и большевиков. Они убивали ваших сынов и дочерей,они морили вас голодом,отбирая ваш хлеб,они заставляли вас работать до седьмого пота в колхозе. Адольф Гитлер не враг вам,вы не враги ему. Враги фюрера - коммунисты и коммисары. Выдавайте их немецким войскам,полиции или гестапо..."
  Иван толкнул в бок Гришку - кузнеца. Тот оглянулся:
-Чего?
-Да вот,слыхал чего немец балакает?
-Ну?
-Дак ты не забыл,кто батьку твоего красноперым сдал?
Гришка заскрипел зубами.Как же ему забыть такое...
Его отец - старый кузнец Степан,был мужиком работящим. Имел свою кузницу,растил пшеницу,рожь. В колхоз идти отказался - дескать,нечего мне там с лодырями да пьяницами делать,а земли у вас и без моей хватает.
 В зиму тридцать второго,когда по селам саранчей летали продотряды,и отбирали все сьестное,Степан закопал свое зерно - не все, половину - у соседа Борьки в огороде. Борька был горьким пьяницей,и его хозяйство было продкоммисарам неинтересно.
 В первый приезд,комиссия отобрала у Степана все зерно,кузницу,инструмент. Да пригрозили еще: "Смотри,мол,кулацкая рожа,если узнаем,что чего утаил - поедешь в район с нами,в тюрьму". Однако ничего не нашли,истыкали своими щупами весь двор,развалили печь,разбросали снопы соломы с крыши.
 А во второй раз приехали они через месяц.Взяли Степана, и увезли на подводе. Жену,которая пыталась уцепится за лошадь - ударили прикладом в бок. Она смогла зайти в хату и лечь на лавку. Больше не встала. Троих детей забрал к себе кум,а хату взяли под сельсовет.
 Гришка хорошо запомнил тот день. Как и соседа - Борьку,который стал активистом сельской ячейки. Ходил по селу важный,в кожанке,с наганом. Требовал,чтоб звали его не Борькой,а Борис Сергеевичем,важничал. А вскоре, он участвовал во всех конфискациях продовольствия,оставляя себе и собутыльникам - активистам львиную долю продуктов.Нажрал себе большое брюхо,как боров. Выучился болтать по-русски,и разговаривал на нем со всеми,даже с женой. В тридцать седьмом строчил доносы на всех неугодных, отправил в лагеря своего тестя,который укорял его.
 В тридцать девятом Борька собирался ехать на Западную Украину - помогать в организации колхозов,но почему-то не поехал,остался в селе,руководителем ячейки,членом партии. По пьяни тыкал всем в лицо своим билетом,орал угрозы. Проболтался и о том,что на кузнеца кляузу он-де и накатал. 
Гришка,узнав о том,решил сразу отомстить за отца - еле удержали его тогда. Вырос он уже,стал работать в колхозной кузнице - бывшей отцовской.
Иван - сын его кума - работал там с ним,к Борис Сергеевичу были у него свои счеты...
 Офицер закончил читать,и залез обратно в люк. Танк взревел мотором,и двинул прочь. К вечеру в селе остановился обоз,с полевой кухней.
 Повар Отто таскал воду к кухне,когда к нему подошли несколько украинцев. Один из них выступил вперед,и начал несмело что-то говорить
-Ни черта не разберу,чего ты хочешь, - пробормотал повар. - Эй,Вальтер,подойди,послушай.
Из палатки вышел связист Вальтер,который знал по-русски.Послушав сбивчивый рассказ парней,он перевел:
- Они спрашивают,кому нужно сдавать коммунистов. У них есть один,он не сбежал с красными.
- Да ну? Пускай подождут гестапо,или эсэсовцев,нам-то зачем этот коммунист?
Глаза Вальтера загорелись. Он представил,как тащит на цепи усатого коммуниста,похожего на Сталина,и сдает его лично фюреру, а фюрер из благодарности дает ему,простому связисту, - Железный Крест.
-Нет,Отто,а если эта свинья сбежит? Как мы тогда будем оправдываться?
- Ладно,возьми ребят,сходи с ними.
-Эй,Курт,Олли! Пойдем-ка,прогуляемся перед ужином - молодецки крикнул Вальтер. И уже приосанившись,важно кивнул местным - Вьедитье.

Борис Сергеевич не сбежал с отступавшими по одной простой причине - он застрял.На чердаке дома кузнеца,в который он переселился из своей полуразрушенной хаты,у него были припрятаны золотые вещицы,которые он в свое время "конфисковал", и на которые рассчитывал неплохо устроиться на новом месте. Но весь вечер он не мог отлучится - армейский лейтенантик все расспрашивал его о дорогах,ведущих на восток,и о окрестных лесах. На чердак пришлось лезть ночью,когда солдаты уже выступали. Но Борис не учел одной вещи - когда он прятал "свое" золотишко - он был куда худее,чем сейчас. Так и получилось,что он застрял между двумя балками,подмяв руки под себя. Кричать сначала боялся,а когда понял,что сам не выберется - было уже поздно.Лейтенантик увел солдат,подумав что толстяк струсил.

Гришка стукнул в окно. Немцы ждали у двери. Никто не ответил. Гришка постучал еще.
Вальтер разочарованно сплюнул. Неужели хитрый коммисар улизнул? Ну вот,а счастье было так близко...
-Погоди, - протянул Курт - а дверь-то открыта!
Солдаты вошли в дом. Кипа бумаг на столе,котомка,шинель. Все выглядело так,как будто кто-то собирался в дорогу,да бросил все.
- Нужно проверить хлев,погреб.
- Сейчас.
Иван полез на чердак.Правда,тучный коммунист вряд-ли бы смог поднятся туда,но чем черт...
-Эй! Господин немец! Посмотрите-ка на это!
Вальтер взлетел по лестнице,и расхохотался.Из угла,между двух балок,на него смотрел огромный зад. Зад вертелся и мычал,а еще от него несло,очень сильно... Вальтер зажал нос платком
- Дак он тут видно давно сидит,вот и обосрался - засмеялся Оливер. 
-Эй,ребята,ну-ка придержите его...
Борьку спустили с чердака. Он взвыл от ужаса,когда увидел серые каски солдат. Гришка подошел к ниму,и со злостью процедил:
-Ну что,сволочь,пришла пора расплаты?
Иван взял друга под локоть,и отвел в сторону. Немцы начали совещатся - что же делать с обгаженным пленным?  Решили снять с него штаны,и оставить так - благо,было тепло. Голозадого активиста отташили к колодцу,привязали к козлам для распилки дров,и окатили водой.
- Вот еще незадача - недовольно жужжал повар - и что нам с ним теперь делать? Гестапо еще черт-те когда приедет,да и приедет ли? У них сейчас в городах работы хватает,жидов там тысячи.
- Да брось,Отто,посидит он у нас сколько надо. Зато нам за него могут награду дать - улыбнулся связист.
- Чем кормить его прикажешь? Этакого борова ведь и не прокормишь одним пайком.
- Что-то придумаем.
От колодца послышались возмушенные вопли. Иван с Гришкой подошли поближе,и расхохотались - к привязанному кверху гузном пленному подобрался обозный жеребец Максимилиан - несмотря на большие заказы автопрому,грузовиков армии не хватало,и в обозах вовсю использовали вьючных лошадей. Макса заинтересовала большая белая задница,которая грелась на солнце,и он предпринял попытку овладеть ею.
На смех подошли немцы,и начали потешаться над Борисом:
- Макс нашел себе новую кобылку,ахахаха!
-Эй,Курт,а ведь правду говорил фюрер - эти большевики - животные. Вот и конь того же мнения.
А Макс разошелся не на шутку. Он лягнул Борьку копытом,укусил за плечо, и поставив передние ноги на козлы начал более тщательный натиск...
-Ладно,ребята - сказал повар украинцам - отгоните коня,пускай пасется.
Но Гришка и Иван перекинулись парой слов,и подошли к Вальтеру.
- Господин офицер,пускай лошадка еще немного поиграет. Мы последим,чтобы все было в порядке.
-Караше - мечтательно обронил "господин офицер",который в этот момент мысленно принимал от фюрера уже десятый железный крест подряд - Караше. Эй,ребята,каша стынет!
Немцы двинулись к полевой кухне,откуда уютно пахнуло дымком и вареными сосисками. А Иван подобрал с земли ветошь,подошел к Борису,и ласково заткнул ему рот:
- Не ори,коня испугаешь. 
Глаза коммуниста вылезали из орбит,Макс бил по спине копытом,и ронял слюну ему на шею,козлы скрипели и трещали,а заходящее солнце - выглядывало из-за леса,как озорной рыжий мальчишка.
... Вы должны всегда помнить об этом! - повторил ветеран. Он знал,что память - единственная вещь,которую нельзя купить,продать или украсть.
   Повар Отто погиб во время бомбежки,вместе со своей кухней. Связиста Вальтера не наградили - он простудился и умер зимой 42-го.Олли и Курт прошли почти всю войну,сгинув в курляндском котле. Гришку и Ивана расстреляли на второй день после прихода Красной Армии - Борис Сергеевич оказался неинтересен эсэсовцам,и его отправили в сборный пункт,для отправки в лагерь,откуда он сбежал,и всю войну прятался по соседним селам,выдавая себя за глухонемого инвалида. Встретив разведчиков,он выдал себя за подпольщика,который работал в тылу немцев. Разведчики переправили его в штаб полка,и в родное село Борис Сергеевич вернулся с НКВДшниками. Расстреляв "фашистских прихвостней", Борис успокоился. Никто больше не знал о его позоре. Никто.
   - Борис Сергеевич - звонко пропела молодая пионервожатая - конечно,мы помним и чтим тех,кто отдал свои жизни за нас. Мы знаем,что вы во время войны также воевали,били проклятых гитлеровцев. Примите эти цветы от нашего отряда,как знак уважения к вашим боевым подвигам! Вы - настоящий герой!
Школьники и учителя зааплодировали,девушки поднеси ветерану цветы,чмокнув его в толстую щеку. Борис умилился,расчувствовался,благодарственно вытер глаза платком.
     В весеннем воздухе раздалось переливчатое ржание. Это на колхозной конюшне ржал племенной жеребец Буян,который,по слухам, происходил от настоящего немецкого коня,во время войны стоявшего на той же конюшне. Рассказывали так же,что имя у того коня было необычным - не Валет или Огонек, а целый Максимилиан...
http://nectcepas.blogspot.com/2011/02/blog-post.html

Previous post Next post
Up