Дорогие друзья! поздравляю всех с Рождеством! пусть Мир и Любовь будут во всем, что вы делаете!
Вот и вышел в свет наш второй информационный листок, который мы раздавали родителям 24 декабря после рождественской игры "Поклонение пастухов". Листок стал больше чем предыдущий, но надеюсь, это вас не остановит и вы почитате чем мы живем и живы:)
Чем люди живы
Информационный листок №2
семейной вальдорфской инициативы «Солнечная река»
1 класс
У первоклашек всегда много чудесных новостей. Прошла эпоха Чисел, и в наших эпохальных книгах появились римские цифры от одного до двенадцати. Их было достаточно легко найти в себе самих, особенно до десяти, а также на помощь пришли и палочки-спички. Ну и, конечно же, все ребята очень ждали прихода привычных арабских цифр. Они появлялись постепенно: красивые, кованные - и занимали каждая свое местечко над нашей доской для рисунков. И неудивительно, что в заключение этого торжественного шествия у меня родилась сказка о таинственных ключах, которые хранились у восточных мудрецов. Все уроки в эту эпоху всегда имели свой характер и настроение, а иногда даже вкус и запах. Яблоко, запах меда и крестики-нолики теперь для первоклассников точно имеют цифровое обозначение. Эпоха оказалась удивительной и тем, что класс вырос от пяти до восьми детей - это ли не магия Чисел?
Сейчас завершается вторая эпоха Букв. Букварь пополнился второй книгой и пришедшими в нее новыми буквами. Через короткую историю о ростке, хлебе и серпе пришли три буквы: Р, Х, С. А потом нам открылась тайна происхождения «поющих» букв А, О, Э, У, И. Их нам принесли ангелы, и это совсем не удивительно, потому что сейчас время Адвента и над столиком времен года кружат два ангела, которые держат колыбельку для Младенца Христа. До конца четверти есть еще несколько дней, и к нам совершенно точно успеют прийти еще буквы Н, П и Ф через небольшую историю о мальчике Никите и девочке Нине, пне на поляне и загадочном филине. С этими буквами мы начинаем третью книгу Букваря, которую продолжим на следующей эпохе, но уже сейчас можно сказать о важном этапе в росте моих первоклассников: они самостоятельно смогли подготовить фон для обложки, а это непросто! И стоит признать, что у всех получилось красиво!
Незадолго до начала Адвента мы проводили гномов, простились с ними, и в этом нам помогла маленькая музыкальная сказка, которая родилась на волшебных уроках музыки с нашей замечательной Ольгой Анатольевной. Это было первое выступление первого класса, на которое мы пригласили всю школу и наших родителей и где угощали гостей печеньями, собственноручно вылепленными и выпеченными.
Сейчас мы движемся к Рождеству и готовимся к нему: делаем подарки своими руками, стараемся их красиво упаковать, разучиваем стихи и песни, рисуем зимние настроения с помощью тонких цветовых переходов синего, считаем прибывающие звезды на адвентском календаре, ну и, конечно, стараемся не забывать о добрых делах, которые становятся золотыми нитями Марии. Текстом для чтения для нас в эти недели стал «Маленький ослик Марии», и это позволило еще одному чуду проявить себя: на столике времен года на третьей неделе Адвента появился маленький ослик, что вызвало у детворы настоящий восторг.
И еще об одном рукотворном чуде на уроках рукоделия очень хочу рассказать в заключение. Мои первоклассники - настоящие труженики, и благодаря их упорству каждый теперь владеет парой добротных дубовых спиц, сделанных своими руками! А впереди увлекательная работа: чехол для флейты, ведь только этого и не достает для того, чтобы она смогла стать верным другом.
Елена Владимировна, учитель 1 класса
2 класс
К концу подходит вторая четверть, и заканчивается она чудесным праздником Рождества! Все теплее и светлее становится тот огонек в душе, который мы зажгли на Празднике Фонариков. Фонариков с каждым годом зажигается все больше и больше (дети сами мастерят их на уроках рукоделия), общий круг возле школы становится все шире и шире, а цепочка из фонариков-светлячков по дорожке - все длиннее и длиннее. Значит, мы растем!
Дети второго класса показали к Празднику Фонариков спектакль «Девочка и фонарик». Они очень старались и сумели поделиться своим теплом co зрителями! Спасибо родителям, что пришли и поддержали своих детей.
На основных уроках прошли две основные эпохи: письмо и арифметика. Мы познакомились со всеми письменными буквами. А на арифметике от таблицы сложения перешли к таблице умножения на 2, 3, 4 и 5. Таблицу умножения мы просчитываем, проговариваем, прохлопываем, протопываем, прорисовываем в виде разных форм. Таблица умножения превращается в увлекательную игру и даже в музыку.
Жития Святых пополнились историями о святом Мартине, о святом Николае-Чудотворце, о Филарете Милостивом, о святой Одилии.
Уроки музыки наполнены звуками рождественских мелодий, звучащих на флейтах и лирах. На уроках живописи мы радуемся чуду встречи двух или трех цветов.
1 декабря дети и взрослые прошли адвентскую спираль, и наступило время ожидания Рождества, атмосфера которого поддерживается песнями, стихами, историями. Почувствовать приближение Рождества детям помогают адвентский календарь, где каждый день прибавляется по одной звездочке; адвентский веночек на природном столе, возле которого каждую неделю зажигается по одной свече; адвентский мобиль, на котором каждую неделю появляется по одной снежинке. Чудеса происходят и на природном столе: то камни с ракушками появляются, то розы
с шишками и ветками жасмина, то ослик с овечками, то пастухи. А 25-го декабря произойдет главное чудо: в бедных яслях появится младенец Иисус, а рядом Мария и Иосиф. И начнется важный праздник года - Рождество! Дети готовятся к нему: делают рождественские подарки, украшают школу, готовят рождественский спектакль и концерт. И мы, взрослые, учителя и родители, готовимся вместе с ними. Для детей очень важно совместное проживание праздников. Счастливого всем Рождества и Нового года!
Эльза Исмагиловна, учитель 2 класса
3 класс
Близится Рождество - светлый праздник, к которому мы приближаемся с момента Праздника Фонариков. Закончилась одна эпоха, началась другая. Что же происходит в жизни класса? Всегда задаешься этим вопросом, приближаясь к какому-то рубежу.
Первая четверть заканчивалась для ребят эпохой мер, причем мер телесно ориентированных. На уроках мы много говорили о древних мерах, таких как вершок, пядь, аршин, сажень, фут, ярд. И, конечно, все задания были связаны с измерением тех или иных предметов с использованием своих собственных пядей, аршинов, саженей. Было интересно наблюдать за энтузиазмом ребят, с которым они измеряли все и вся вокруг. Радует, что в конце концов мы пришли к общему мнению: все наши аршины, футы и сажени разные.
Возник вопрос: что же может быть общим, универсальным мерилом? Я рассказал детям о метрической системе. Стали мерить с помощью метра, изготовленного самими ребятами. Измерили те же предметы, и оказалось, что теперь измерения у всех совпадают. Мы продолжили эпоху после каникул, уже закрепляя материал эпохи. Помимо измерений закрепляли таблицу умножения и решали примеры на сложение и вычитание столбиком.
А сейчас уже третью неделю мы осваиваем довольно непростую для ребят грамматику русского языка. Вспомнили сначала о звуках, много времени посвятили фонетике. Постепенно ребята осваивают фонетический разбор слова. Немало удивления вызвал тот факт, что слово в буквенном написании и в транскрипции выглядит по-разному. Теперь мы стараемся часто разбирать те или иные слова, оттачивая навыки.
На эпохе ребята познакомились со словами-действиями (определение «глагол» будет введено несколько позднее). Знакомство с этими словами происходило на основе библейских текстов первых дней творения, где основной мотив - деятельность Бога: сказал, сотворил, сделал. Третьеклассники познакомились с временами глагола. Конечно, тема «Части речи» сложная и многогранная, и мы только в начале пути. До конца полугодия нам предстоит познакомиться с существительными.
Конечно же, жизнь класса не ограничивается только успехами или промахами в учебе. Есть еще много различных событий, которые происходят между уроками. Много сложностей возникает в общении с ребятами. Сейчас они особенно активно стали проявлять свои индивидуальные качества.
В целом ребята очень отзывчивые и добрые. Радует, что они благодарные слушатели и внимательные зрители (судя по тому, как они внимательно слушают и пересказывают истории и смотрят спектакли, подготовленные взрослыми).
Надеюсь, что предстоящие праздники принесут нам много радости и сюрпризов!
Вадим Витальевич, учитель 3 класса
4 класс
Эпоха морских узлов и орнаментов - одна из особенных, практических эпох этого учебного года. Ребята освоили десяток основных морских узлов. Они теперь знают, как прочно связать несколько веревок, как зафиксировать веревку на качелях, как сделать прочную петлю для поднятия груза. Но эти практические навыки, полученные ребятами, важны не только сами по себе. Конечно, здорово знать, чем отличается простой, двойной и испанский булинь, уметь их завязывать. Но не менее важно совершенствовать навыки своего мышления: видеть и постигать переплетения, которые образуют узел, уметь сделать точный рисунок переплетения. Не просто делать, а понимать, как это устроено. Именно это позволяет растущему человеку увереннее стоять на земле, жить на ней.
Эпоха русского языка принесла четвероклассникам много радости и открытий. Освоение закономерностей родного языка происходило и вширь и вглубь. Широта языкового простора открылась в знакомстве с новой частью речи - предлогами. Оказалось, что без этих коротких слов в речи многое теряет смысл, невозможно понять, куда и откуда нужно двигаться, как соотносятся между собой предметы. Ребята увлеченно играли в обучающую игру, когда нужно было говорить друг другу просьбы, пропуская предлоги. Предложения получались смешными и бессмысленными, но зато возникало точное представление о роли предлогов в языке.
В глубины языка мы с четвероклассниками погружались, развивая знания об уже известных им частях речи - существительных, прилагательных и глаголах. Изменение существительных и прилагательных по падежам - ключевая тема данной эпохи. Раньше ребята замечали, что одно и то же слово может иметь
разные формы, но не знали, по какому закону слова изменяются. Начав осваивать падежи, ребята с удовлетворением увидели, что есть законы, согласно которым слова имеют то или иное падежное окончание, что, несмотря на все разнообразие и богатство, язык не произволен, он простроен и закономерен. Работа с грамматикой позволяет ребятам в этом возрасте предчувствовать, что в кажущемся хаосе мира внешнего и внутреннего действуют законы и правила - природные, божественные, человеческие.
Еще одно важное наблюдение удалось нам сделать с ребятами на уроках русского языка. Мы определили, какая часть речи придает языку особенную красоту, выразительность и человечность. Это прилагательные. Четвероклассники каждый день пишут дома маленькие тексты: письменные пересказы, наблюдения, сочинения. Осознав роль прилагательных, ребята стали делать свои рассказы более художественными, передающими не только действия, но и чувства. Я вдруг подумала: а как часто мы, взрослые, используем в своей речи слова, которые позволяют нам передавать друг другу наши оттенки человеческих чувств?
И еще маленькое наблюдение, сделанное на этой эпохе. Что-то я не помню из своего детства, чтобы слова «диктант» или «изложение» вызывали у меня в школе бурную радость. Наши дети переживают это по-иному. Когда я говорю, что сейчас мы напишем диктант, возгласы «Ура!» оглашают классную комнату, а когда проверочная работа не планируется на уроке - раздается недовольное: «Ну почему?».
Сейчас в классе заканчивается вторая в этом году эпоха математики. Мы продолжаем работу с дробями. Ребята научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, расширять и сокращать дроби, решать задачи с нахождением доли от величины и величины по ее доле. Когда мы занимались преобразованием дробей, своим открытием с нами поделилась мама Артема Оксана Анатольевна. Она увидела социальный смысл в том, что дроби могут взаимодействовать друг с другом, только будучи приведенными к общему знаменателю. Как в жизни: мы все разные (с разными знаменателями), и чтобы быть услышанными, понятыми, любимыми, нужно учиться нашу «разность» приводить к общему, встречаться в общем деле, разговаривать на одном языке, смотреть в одну сторону, помогать друг другу. Удивительно, что математика накануне Рождества подарила нам такие рождественские мысли…
Мы с ребятами готовим спектакль «Молот Тора» по сказаниям скандинавской мифологии, которая сопровождает класс с начала учебного года. Могучие образы богов и героев, проникнутые силой становящего человеческого «Я», помогают нашим детям, которые уже ощущают в себе силы индивидуальности, взращивать себя.
Ольга Валерьевна, учитель 4 класса
Наша продленка
Почти все ребята нашей школы остаются после уроков в продленке. Чем же наполнена жизнь детей в эти послеобеденные часы?
Первоклассники после обеда собираются в классе, но не садятся за учебные столы, а ложатся на теплые коврики и слушают сказки. Сказочные образы часто погружают детей в сон, после которого отдохнувший первый класс с удовольствием включается в игры вместе с ребятами из других классов.
Ребята постарше послеобеденное время проводят в активных играх на улице и помощи в хозяйственных делах. Девочки любят играть на улице в «пятнашки» и «вышибалы», прыгать через скакалку. Мальчики большим футбольным матчем завершили сезон в конце первой четверти, а теперь совершенствуются в играх «пионербол», «десять передач». Подвижные игры дают ребятам хороший заряд бодрости для новых усилий, необходимых для качественного выполнения домашнего задания.
После прогулки третий и четвертый классы делают уроки, и а второклассники и уже проснувшиеся первоклассники играют в настольные игры, рисуют, рукодельничают. Осенью засушенные листья и семена превратились в руках детей в интереснейшие поделки: творческие идеи педагогов группы продленного дня Ольги Владимировны и Натальи Владимировны помогают ребятам чувствовать себя настоящими волшебниками. А с 1 декабря тема приближающегося Рождества «звучит» в оконных витражах, разноцветных гирляндах, снежинках, украшающих нашу школу.
Сейчас все это наполняет жизнь наших детей после уроков. Но дети растут, и уже через год-другой ребятам сложно будет развивать свой физический потенциал без большой спортивной площадки, «ковать» свои волевые качества и совершенствовать мастерство без столярной, ткацкой, швейной и других мастерских. Очень хочется создать нашим подрастающим ребятам необходимые условия для того, чтобы они выросли умелыми и здоровыми.
Лечебно-педагогическая группа
В нашей школе развивается еще одно педагогическое направление - лечебно-педагогическое. Оно появилось благодаря педагогам, получившим специальное образование. Это новое направление для Самары, в Москве и Петербурге оно уже хорошо
развито. Использование подходов лечебной педагогики помогает открыть особенности развития вашего ребенка, корректировать сложности в обучении.
Эта работа уже началась. За более подробной информацией о возможностях лечебно-педагогического направления можно обратиться к вашему классному учителю и Татьяне Ивановне Петровой.
Театр в нашей инициативе
Наш родительский театральный сезон в этом году был открыт на Праздник Фонариков постановкой по сказке Сельмы Лагерлефф «Подменыш». Эта чудесная писательница не захотела нас покидать: полноту ее таланта мы пережили в постановке спектакля по Историям Христа «Колодец мудрецов».
Большое спасибо Арине Черновой, Юле Хейлз, Гале Беловой, Юлии Пыльновой, Ирине Землянской, Ирине Павловой, Татьяне и Стасу Петровым, Елене Костюченко за то, что нашли время на редкие репетиции и подарили нам волшебные минуты адвентской эпохи. Низкий поклон и благодарность нашим родителям-учителям за то, что, несмотря на плотную нагрузку, мы смогли увидеть вас, Вадим Витальевич, Эльза Исмагиловна, Елена Владимировна, Наталья Владимировна, Ольга Анатольевна, Людмила Александровна, Ольга Валерьевна и Тимофей Борисович, в ином качестве.
Можно сказать, что «Подменыш» дался легко: черты героев были лично приняты и поняты актерами. А вот с «Колодцем мудрецов» все обстояло диаметрально противоположно. Сложный монолог Засухи, образ Святого Семейства в сказке представлены иначе, а наша задача была донести до зрителей замысел и настроение автора. Актерский состав планировался другой, и каждый новый человек на репетициях менял звучание истории. Кто-то из родителей, увидев «Подменыша», сказал, что он так играть не может. Это не так. Все, кто играет в школьном театре, такие же родители, как и вы, и ими движет любовь к детям. Вспомните переживаемую вами бесконечную гордость за вашего ребенка, когда он выступает в какой-нибудь школьной постановке: слезы радости, что наворачиваются у вас на глаза, переживание забытых слов и неловких движений, желание помочь и поддержать, ваши аплодисменты своему чаду… А теперь умножьте это в 5-10 раз. Так чувствует ваш ребенок, когда видит вас на сцене или занятым в любом другом школьном проекте.
Юлия Юрьевна Чуйко, мама учеников 4 класса
Говорят дети детского сада
Боря: «Был в деревне, вот вам грибочки: поддеревнички и масленички».
Соня: «Тетя Таня, сегодня родители уехали, меня возьмут братья. Будем по-тихому мультики смотреть и мамину любимую передачу «Давай поженимся».
Соня: «Давай играть в белок»!
Арсений: «Давай».
Соня: « Я буду каштанкой, а ты каштаном».
Арсений: «Что-то я не хочу».
Соня Ане: «Хочешь я всем на ушко скажу какая ты»?
Стеша: «У нас в садике столько разных кукол. Такие как я и такие не как я».
Дети пришли с прогулки: «Мы плыли на корабле, сражались с пиратами, видели акул, плыли на шлюпке. Потом причалили, а там автобус 5Д стоит».
Услышали и записали Татьяна Юрьевна и Юлия Юрьевна, воспитатели детского сада