Обучение музыке методом Синити Судзуки

Aug 19, 2013 14:17




Японский скрипач Синити Судзуки разработал простую, но эффективную методику обучения детей игре на музыкальных инструментах.



В основе метода лежит развитие памяти - прослушивание музыкальных произведений и их воспроизведение на слух, без дирижера и нот.
При правильной тренировке память можно развить у каждого человека и это поможет в его дальнейшем образовании.



Обучение начинается с трехлетнего возраста и большую роль в нем играют родители.
Первые уроки даются матери или отцу, а затем они вместе занимаются со своим ребенком.
Именно семья становится основным местом обучения, ведь судьба детей находится в руках родителей.

Самое главное - пробудить в малыше желание заниматься музыкой, а возникающее при этом радостное настроение поможет продолжить обучение.
Развитие способностей идет постепенно и через три месяца повторений маленький скрипач уже может самостоятельно исполнять первую простую пьесу.



За тридцать лет педагогической работы, Синити Судзуки научил более 200.000 детей понимать, любить и исполнять классическую музыку.

И хотя только 5% его учеников стали профессиональными музыкантами, знакомство с музыкой помогло всем им стать лучше, дисциплинированнее и добрее,
воспитать свой характер и раскрыть способности.

Филиалы его музыкальной школы открыты во многих странах мира и показывают прекрасные результаты.

Репортаж про метод Судзуки недавно был продемонстрирован на канале Euronews.

[Смотреть!]

image Click to view



А вот история одного его воспитанника, которую Судзуки рассказал в своей книге "Взращенные с любовью".

[Слепой музыкант...]
Однажды художник Танака пришел ко мне с рекомендательным письмом от моего друга.
За руку он вел маленького мальчика.
Ребенок был слепой.

Танака рассказал мне: «Это мой сын Теити, ему пять лет.
В младенчестве у него была тяжелая болезнь, и поскольку речь шла о жизни или смерти, нам пришлось сделать операцию и удалить ему оба глаза.
Мы с женой хотим дать ему хоть луч света, который бы осветил его жизнь. Поэтому мы подумали о музыке, и я пришел к вам, чтобы попросить научить его играть на скрипке».

Глядя на бедного маленького мальчика, которому всю жизнь придется на ощупь отыскивать себе дорогу в темноте, я не мог сдержать слез. Сразу согласиться я не мог, так как мне надо было еще придумать, каким образом можно научить абсолютно слепого ребенка.

- Дайте мне одну неделю, - ответил я. - Если я придумаю, как это можно сделать, и буду уверен, что справлюсь, то возьму его.

В ту ночь, сидя у себя в кабинете, я долго размышлял над этой проблемой.
Как научить слепого ребенка?

Решение все не приходило.
И вдруг я понял, что для этого мне в первую очередь нужно самого себя поставить на место слепого человека.

Я поднялся со стула и выключил свет. В наступившей полной темноте я снова сел. Да, именно так.
Мне следует понять, что такое жизнь в абсолютной темноте, тогда я лучше смогу понять, что нужно мальчику.

Кабинет казался пустым пространством.
Я не мог разглядеть ни скрипки, ни смычка (хотя знал, что они должны находиться здесь).

Четыре струны... их положение... легкое изменение наклона смычка - как объяснить все это ребенку?
В полной темноте я нащупал футляр, вынул из него скрипку и смычок и начал играть.

Похоже, что для меня совершенно не имеет значения - свет или тьма, потому что я часто играю с закрытыми глазами. Я не глядя чувствую прикосновение смычка к струнам, ощущаю гриф, положение руки на нем. Я «вижу» все это. Мне не нужны для этого глаза, поэтому я их и закрываю во время игры. Их заменяет сила «кан» - интуиции.

Благодаря тренировкам мы можем достичь удивительных способностей и развить в себе силу «кан», которая помогает нам преодолевать трудности. Именно поэтому даже в темной комнате, где невозможно было отличить правую сторону от левой, я смог играть на скрипке. И тогда пришло решение...

Прошла обещанная неделя - у меня открылось духовное зрение

«Да, я научу маленького Теити видеть скрипку, струны и смычок. Ему не понадобятся физические глаза, если научить его пользоваться духовным зрением», - размышлял я.
Таким образом, я определил основной принцип обучения. Теперь можно подумать и о методике.

Когда Танака вновь привел ко мне Теити, я сказал:
- Давайте объединим наши усилия, чтобы открыть у мальчика духовное зрение.

Я попросил родителей приготовиться к долгой и утомительной работе и решить для себя, что она должна быть доведена до самого конца. После этого начались занятия. Понимая, что все это делается для счастья их ребенка, супруги Танака с головой окунулись в работу.

Трудно передать словами все трудности и препятствия, которые встретились на этом пути, но в конце концов сбылась их самая сокровенная мечта. В сердце сына заблестел лучик надежды.

Ребенок не различал, где верх и низ, где правая и левая сторона.
Первое занятие состояло в том, чтобы ребенок смог «увидеть» смычок.
Я вложил смычок в маленькую ручку и дал мальчику провести рукой от его основания до кончика. Он повторял это упражнение снова и снова, чтобы почувствовать смычок.

Потом я научил его, как правильно его держать. «А теперь поводи смычком вверх и вниз».
Но мальчик двигал рукой под наклоном. «А теперь слева направо».
И снова рука двигалась под тем же самым наклоном.
«Вот тебе задание на следующую неделю: научись двигать смычком вверх-вниз и влево-вправо».

Конечно же, я сомневался, что ребенок освоит это движение за неделю, но была надежда, что для него оно будет своего рода игрой, а родители без труда смогут его проконтролировать. Через неделю он уже довольно хорошо освоил это упражнение, хотя движения были еще не совсем ровными. Следующей целью было научить его вести смычок по прямой линии.

Малыш сказал: «Да, я вижу».
- Теперь попробуй дотронуться левой рукой до кончика смычка. Бери смычок в правую руку
- Ты ведь видишь его?
- Да, - ответил он.
- Тогда дотронься до кончика. Не нащупывай его. Поднеси руку к концу одним движением. А теперь хватай.

Теити с интересом взялся за эту игру. Но левая рука постоянно промахивалась. Он пытался сделать это еще и еще раз, но каждый раз попытка оканчивалась неудачей, хотя кончик смычка порой был совсем рядом. Родители смотрели затаив дыхание, словно молились про себя.

Наконец Теити удалось дотронуться до конца смычка рукой.
- Хорошо...
Теперь это нужно будет сделать пять раз подряд.
Это будет твое домашнее задание к следующему уроку.

Для слепого мальчика началась интересная жизнь.
Несмотря на все его старания, лишь четыре попытки из пяти оказывались успешными.
Даже если он промахивался всего один раз, все упражнение надо было начинать с самого начала. Но с каждым разом у Теити прибавлялось уверенности в себе.

На вопрос: «Ты ведь видишь кончик смычка?» - он постоянно отвечал: «Да, вижу».
Вы только представьте себе, что означало это слово для мальчика, который ничего не мог видеть!
У меня при этом ответе порой слезы наворачивались на глаза.

Ежедневные упражнения для Теити состояли главным образом в том, чтобы удерживать смычок в определенном положении. Знать, где и в каком положении он находится, «видеть» его - это было самой важной и трудной частью обучения.

Затем последовали упражнения, состоящие в том, чтобы держать смычок перед собой горизонтально и попытаться дотронуться его концом до ладони вытянутой левой руки. Когда я играю в темноте, я совершенно определенно чувствую, где находится в каждый момент конец смычка.

Теити тоже должен был развить в себе такое чувство. Самая большая трудность заключалась для него в том, чтобы удерживать смычок горизонтально. Я был уверен, что стоит только добиться этого, и интуиция подскажет ему все остальное.

Дотронуться кончиком смычка до ладони левой руки непросто для слепого ребенка. Но Теити воспринял это как очередную увлекательную игру, и вся семья терпеливо помогала ему в этом. Когда во время урока он безошибочно выполнил это упражнение три раза подряд, а на четвертый раз смычок попал в пустоту, раздался вздох разочарования.

Но я ласково подбодрил его: «На этот раз ты промахнулся. Давай начнем сначала, и ты сможешь сделать это пять раз подряд без ошибок».

Чувство «кан», как и любую другую способность, невозможно развить в себе иным путем, кроме как постоянными упражнениями. Со временем Теити научился безошибочно проделывать это упражнение пять-шесть раз подряд.

После этого я дал ему следующее задание: поднять вверх большой палец левой руки и попасть в него концом смычка. При этом я подумал: «Если он сможет это сделать, то станет действительно "зрячим"».

После года упорного труда пришел успех. Можете представить себе, какого труда потребовала от Теити эта не просто сложная, а чрезвычайно сложная задача.

Уже через две недели мальчик в состоянии был безошибочно выполнить это упражнение три раза из пяти.

«А теперь профессор сам попробует».
Мне казалось, что я смогу сделать это без всякого труда.
Я сосредоточил взгляд на кончике смычка, вытянул вперед левую руку, поднял палец, нацелился смычком - и промахнулся.

Еще раз - и опять ошибка.
Когда мне наконец удалось попасть смычком в палец, мое сердце переполнилось уважением к маленькому слепому мальчику, который после двух недель ежедневных тренировок смог сделать то, что мне никак не удавалось с открытыми глазами. Сколько же раз ему пришлось повторить это упражнение!

Но энергия и терпение родителей и Теити победили. После того как Теити научился хорошо «видеть» смычок, началось обучение игры на скрипке. Старания Теити были вознаграждены, и уже через год он мог играть скрипичные пьесы не хуже остальных детей.

На концерте в токийском зале Хибия, где выступали все мои маленькие ученики - Йоко Аримацу, Кодзи Тойода, Такеси Кобаяси, Кендзи Кобаяси и другие, - шестилетний Теити сыграл концерт Зейтца.

Слушая игру маленького слепого музыканта, многие люди в зале плакали.

Упорство и способность рождают талант."

Обучение, Музыка

Previous post Next post
Up