Антонов, я вас любила...

Jul 10, 2014 16:05

В одной испанской газете я как-то прочитала интересное мнение, с которым, пожалуй, соглашусь. А звучало оно примерно так: если вы провели в какой-то стране (каком-то городе или месте) 1 день, то вы можете написать целую книгу, если пару недель, то вы напишете хорошую статью, если вы прожили в другой стране год, то вы напишите, пожалуй, пару предложений. Книги у меня не получилось, но под катом много текста, воспоминаний и фотографий. Тот самый пост-кондиционер =)

Перейдя на следующий этап жизненного пути, начинаешь по-другому смотреть на предыдущий. Краски кажутся ярче и трава зеленее, и на все это открывается вид, как на макет земли сквозь пушистую вату облаков. Чем-то напоминает детскую сказку, но кто сказал, что сказка не может стать былью?

Для меня эта сказка стала реальностью и рассказал мне ее мой первый самолет, который поднял меня в воздух в качестве бортпроводника - Антонов 24.




Что сказать о самолете?
Он шумный. Когда я находилась в хвосте самолета, мне всегда казалось, что не так уж и шумно. Но когда я подходила к началу салона, я понимала, что мне показалось.
Он медленный. Бывало так, что из-за встречного ветра мы летели относительно земли 300 км/ч.
Его боятся пассажиры. Частенько при виде Антонова меня спрашивали "А мы долетим?". Жаль, что шутить на эту тему нельзя. Но боятся, значит уважают. И правильно делают.
Хотя на самом деле это могучая винтовая птица.



Темные с желтыми законцовками винты замечательно выглядят, когда крутятся вырисовывая ровные желтые круги. Мы называли наш Ан королем перрона - когда он рулит, все молчат и провожают взглядом. Говорить во время того, как в аэропорту взлетает и рулит Антонов все равно бесполезно: ничего не слышно. Однако звук двигателей его ни с чем не спутать.



А если говорить серьезно о самолете, то это замечательная и работящая машина, которая создала массу прекрасных впечатлений о полетах на севере и не только. Показателем было для меня то, что мы выполняли свои рейсы и рейсы соседей, у которых ломались иномарки.
Представить север без Антонова все равно, что океан без рыбы.
Первый раз в Архангельске я побывала зимой уже 2014 года.



Мы просыпались рано морозным утром, шли в аэропорт и грузили наш самолет насколько позволяла его конструкция. Часть груза была непременно в салоне, потому что мы единственные могли садиться на короткие полосы маленьких аэродромов и мы же единственные, кто мог снабдить город детским питанием, фруктами и т.д. На севере не так уж много дорог...



Самолет поднимал нас к облакам, мы встречали рассвет и летели над бескрайними снегами и лесами, над снежными барханами и, черт побери, ни одной живой души там внизу! Ни одного домика! Ни одной дороги. Север не крайний, он и правда бескрайний... Он манит, его хочется ощутить, понять, вдохнуть его свежий воздух. Это завораживает сильнее, чем вид морского побережья в Турции или еще где-то. И увидеть все величие севера можно только из иллюминаторов Антонова 24!





Утром мы спрашивал командира:
- Как там погодка сегодня?
- Хорошая. Выше 5000 светит солнце.



Мы видели разных людей. Они все друг от друга отличались. Когда летаешь из Питера все примерно одинаковые внешне более менее похожи, но там... Часть пассажиров обязательно будет в одежде из оленьей шкуры. Малыши всегда в унтах. Будет одна женщина в коричневой шубе, которая недовольна почти всем. Обязательно найдутся люди, которые угостят тебя конфетой перед взлетом, а ты угостишь их. Кто-то попросит рассказать о самолете, дети будут кидаться стаканчиками и унтами, а парочка особо ушлых молодых людей попытается познакомиться. Потом с этим веселым караван-сараем приходилось прощаться, встречать такой же в обратную сторону.



Мы улетали обратно, вечером всем экипажем шли домой, а меня после вечерней смены провожал бортмеханик, чтобы одинокая маленькая проводница не боялась идти через лес. Бортмеханики менялись в зависимости от экипажа, но провожание проводников, видимо, является их почетной обязанностью. Тропинка через лес скользкая, утоптана ногами прохожих и укатана ватрушками. Шаг вправо-влево от нее и ты по пояс в снегу. На крыльце дома часто сидели жирные коты. Мы подкармливали их у здания аэропорта и у дома. Котов и собак там кормят почти все местные жители. Двери подъездов везде открыты, поэтому там постоянно прячется всякая живность.
Следующее утро начиналось с рассвета в самолете. Вообще на севере небо намного красочнее, чем в Питере. Морозные алые закаты и такие же рассветы. Близость северного полюса особенно чувствуется, когда день зимой в основном выглядит как вечерние сумерки. Он практически и не наступает... Я заметила, что пассажиры там чаще смотрят на небо, чем в планшет или телефон. И это не удивительно, у нас небо в основном серое. Забавно, что я 2 раза в -28 видела на севере радугу.





Мне нравились рейсы из Архангельска в Мурманск. Мы пролетали над Северодвинском и в ясную погоду видели всплывшие подводные лодки в розовых лучах рассвета. Очень гламурный вид =)
Самолет после посадки остывал моментально и нас грели вот таким образом.



Рукава засовывали в салон и по ним шел теплый воздух. Верхом блаженства было сунуть ноги в эту трубу. Несколько рейсов и в сапогах становилось холодно и влажно или тепло и влажно. Я предпочитала второе, но выбирать не приходилось. Частенько мне хотелось работать в унтах. Как ни странно, я там не болела, несмотря на то, что холодно было почти постоянно.
В Мурманске вокруг полосы растут карликовые деревья, что частенько меня смущало, потому что полоса уже вот она совсем рядом, а мы все еще висим над верхушками деревьев.
Мне очень нравились рейсы на Соловки. 40 минут лету. Быстро поишь всех пассажиров и бежишь смотреть в иллюминатор на проплывающие под облаками льдины. Даже на фото получалось передать какой-то необычный объем.



На Соловках легко дышалось. Чувствовалось какое-то спокойствие и умиротворение.



Пассажиры, кажется тоже обретали там душевную гармонию.



Зимой туда летает всего пару самолетов и то не каждый день. Корабли не ходят и все грузы/почту и передачки возили мы. Удивительно... Нам, живущим в высотных домах в 5и минутах от ближайшего магазина, конечно не понять той жизни хоть и в прекрасном месте. Прилетает самолет, магазины на полках заполняются едой и в этот же день пустеют. В следующий раз самолет прилетит через 3 дня...
Несколько раз я побывала и в Норвегии, почти на самом ее севере. Когда мы летели туда впервые, командир вызвал в кабину и экипаж показывал мне российско-норвежскую границу и северный ледовитый океан. Потом бортмеханик открыл бутылку с водой, намочил мне голову и сказал: "С первым международным рейсом тебя!".



Небо было ясным и уже на подлете мы увидели голубую гладь воды и снежные горы. Потрясающе красивая страна, но об этом вы уже читали.









Как ни странно, но почитатели нашей техники нашлись и в Европе. Один из грузчиков встречал наш самолет с фотоаппаратом. Он фотографировал его каждый раз, когда мы прилетали и даже сделал хорошее видео.
Приятно вспоминать все то, что там происходило. Пускай мы почти не спали, снимали пьяных пассажиров, но мы летали и видели много красивых мест. Я вернулась домой, но север еще долго не покидал мою голову...

В следующий раз я вернулась в Архангельск уже в июне.



По прилету, я оставила вещи в квартире и поехала на остров Ягры. В Северодвинске услышала, а потом и увидела наш ан-24, который возвращался с Соловков. Я же фотографировала жирных и наглый северодвинских белок.



По пляжу было приятно погулять, потому что песок был теплым и людей вокруг почти не было. Великого фаната Белого моря из меня не получилось. Оно сильно напоминало финский залив. Но побродить по пляжу и по прилету говорить всем, что этим летом я была на море мне нравилось. Не важно, что была я на Белом и на Карском, где снег лежит еще в середине июня.





Летом север, конечно отличается: снег можно увидеть только на подлете к Мурманску, местами к Нарьян-Мару и дальше, но уже относительно тепло. Однако людей вокруг как и раньше нет на многие километры. Только леса, болота и причудливо вьющиеся речушки.



Мы слетали в Мурманск, вернулись и по прилету я решила съездить в город. Мы жили в авиагородке поселка Талаги, до Архангельска было ехать около получаса. Когда я гуляла по набережной, поняла, что люди здесь имитируют лето. На улице было 15 градусов, дул сильный холодный ветер, но местные жители упорно делали вид, что не холодно. Они ходили в коротких шортах, майках, многие на пляже загорали в одних купальниках. А я, посмотрев на них я не взяла с собой ветровку. Да что там говорить, я бы шапку и шарф надела...



Вечером у соседей опять сломался ATR. Вот тебе и современная техника, в сотый раз вздохнули мы. Так накрылся мой полет в летнюю Норвегию и открылись полеты в Нарьян-Мар. Причем по абсолютно дурацкому расписанию. Один рано утром и второй вечером. Рано встаешь и очень поздно ложишься спать, а наш Антошка пашет за двоих.
Зато заход в аэропорт Нарьян-Мара такой, что видно очень хорошо весь город. Зимой я не обращала внимания, потому что темно, но на посадку мы, оказывается, шли в непосредственной близости от домов и я увидела как какой-то мужчина задергивает шторы. На его месте, я бы конечно достала фотоаппарат, но изо дня в день по 3 раза слышать как мимо тебя пролетает Антонов... Я сочувствую.



Представитель в Нарьян-Маре привез мне разнообразной оленины, было очень вкусно.
ATRку починили, и на следующее утро мы полетели в Амдерму. Когда я в интернете решила посмотреть, что же там находится, первая фотография открылась вот эта.



Город располагается на берегу Карского моря, через пролив от Новой Земли. Без пропуска туда не попасть. Когда-то он был больше, но сейчас его население, как смеются сами местные жители "300 человек с собаками", получается, что самолетом мы вывозили 15% населения.



Много разрушенных зданий, сугробы в середине июня, полное отсутствие дорог и очередь в магазин, как только прилетает наш самолет с грузом.



Само же место удивительно прекрасное. На подлете местами вода светло-бирюзового цвета. Мне удалось там побывать как раз когда море только-только открылось.





Стоянка была очень долгой и мы с техником отправились посмотреть берег Карского моря. Нас сразу предупредили, чтоб были осторожнее, потому что белые медведи на белом снегу незаметны, а бегают они быстро.





Потом за нами приехала машина с нашей бортпроводницей и мы поехали кататься по берегу. Несмотря на то, что в середине июня температура была только +3 градуса, песок был теплым. Правда, пока не скрылось солнце. На берег наползал туман. Причем наползал он небольшими клубами, как облачка. Они пролетали мимо меня и чуть дальше растворялись. Вот так и выглядит дыхание севера...





Мы нашли много красивых ракушек удивительного розоватого цвета и огромную крабью ногу. Оказывается их там ловят сетями. Крабов, конечно, а не ноги =).



Нагулявшись вдоволь по берегу, мы пошли в здание аэропорта. Там успели познакомиться со всеми пассажирами, которые перед входом квасили, ели оленьи котлеты и соленую рыбу. Мы тоже не остались голодными ибо местное гостеприимство не знает границ. Было весело и очень душевно. Тут все друг друга знают. Жители мне напоминали одну большую дружную семью, которая рада принять и других. Директор аэропорта мне подарил несколько рыбин и гуся. Настоящего дикого гуся!



Улетать не хотелось... Хотелось еще побегать по берегу, поводить хороводы, вдыхать этот чистый летний и морозный воздух. Ведь это малая часть той красоты, которая там есть. Мы загрузили пассажиров и отправились в путь. Пока поили их чаем и кофе с каждым удалось поболтать и пошутить. Кстати о людях... Меня удивило, что все они достаточно стройные с приятными чертами лиц, открытые и гостеприимные и любят то место, где живут. После взлета Амдерма сразу скрылась в тумане, а затем и в облаках.



В следующий раз землю мы уже увидели в зеленом цвете в Нарьян-Маре. Потом перелет в Архангельск и возвращение домой с коллегами из Нордавиа.
Я была уставшая, мне предстоял переналет и несколько ночей я еще спала нормально. Потом мне начал сниться снег, холод, вкус рыбы и то, что бортмеханик забывал включить мне микрофон. Под утро казалось, что все еще ночь или полярный день, который сводил меня с ума некоторое время, я пыталась уснуть, но тут же звенел будильник. В состоянии овоща я провела почти всю рабочую неделю. Всего 5 дней на севере, а мне опять сложно привыкнуть к неразговорчивым людям в Питере, к полетам в более менее южные направления, к плоскому и невыразительному рельефу... Я уже знала, что работать осталось пару недель и я уже знала, что скорее всего не заберусь опять в Амдерму или в ту глубинку веселых полетов и другой жизни, но это стало для меня замечательным опытом и подарило прекрасные воспоминания о севере и об чудо-самолете Антонове 24.



Previous post Next post
Up