Вписался тут в авантюру прокатиться на лисапеде из Пскова в Новгород всякими огородами. Заброс во Псков и выброс из Новгорода - ночными поездами, соответственно. Изначально планировали ехать вдвоём из нашей зелбайковско-мещёрной компании, но потом подключился ещё один. Компашка скатанная, все опытные в ПВxД (кроме меня, понятно), можно ехать.
Было несколько вариантов трека, и раз от раза он только удлинялся. Прорабатывались возможные задницы, объезжались асфальты и искались ночёвки в жирных местах. В итоге трек стал
таким:
Красное - план. Зелёное - фактическое.
Про поезда
Взяли билеты в плацкарт, а один товарищ решил угореть на ультрахардкоре и взял на обратную дорогу сидячий вагон (спойлер: не доехал).
Я в поездах не ездил уже лет 13, а в плацкарте - лет 25. И ещё столько же не ездил бы. :) В Псков был «фирменный» вагон: с кондеем, розетками и биотуалетом. Но всё равно ноги нормально не вытянешь, постоянно нюхаешь чьи-то шептуны, очень неудобно доставать рюкзак с третьей полки и т.д. От звуков зарулили заранее припасённые беруши.
У нас ещё поезд такой был, что останавливался у каждого столба, в каких-то дичайших СНТ, где вокруг лес и никого. Ехали около 11 часов. Провода как-то быстро закончились и нас подцепили к тепловозу. Запах дизеля и качающийся вагон напоминали самолёт, когда его буксир тащит от терминала на рулёжку к предварительному. Только чёта очень долго тащит.
На велики мы взяли багажные билеты. По правилам их [велосипеды] надо разобрать и уложить на верхние полки в вагоне, но в фирменном вагоне это можно сделать только на спор и задолбав всех вокруг (там очень мешающая перегородка под потолком между верхними полками). Попросили разрешения поставить велики в непроходном тамбуре нашего первого вагона. Сначала нам запретили, потом вроде уболтали проводницу. Поставили. Пришла нач.поезда и опять запретила. Тут Боря проявил чудеса дипломатии - уболтали и её, накрыли велики пакетами, чтоб не сильно отсвечивали. Тем более, что там уже лежали снятые полки, и ни о каком аварийном выходе через этот тамбур речи не шло. Но пока ехали - она [нач.поезда] опять переобулась и предупредила, что надо будет убирать велосипеды на полки (ага, в час ночи, когда вагон уже дрыхнет), на что была вежливо проигнорирована, и больше не беспокоила.
Обратно вовсе был обычный плацкарт. Это развлекуха для тонких ценителей жанра. Духота, теснота, война за форточку («мне душно» vs «мне дует»), плачущие дети и орущие на них матери, те же проблемы с запахами. До кучи подо мной была женщина с карманной собакой, но тут как раз подфартило: за всю поездку псина не напомнила о себе ни разу. Респект. Ещё попался вменяемый проводник, который сразу разрешил поставить велики вертикально в тамбуре и больше не выносил мозг, а даже помог выгрузить в Москве.
Когда чуть попривык к обстановке, поинтересовался у Серёги, как ему там в сидячем кайфуется:
...и таки вышел.
Про экип
У нас троих был разный подход к распределению багажа:
- Боря - всё в рюкзаке, лёгкий вел.
- Серёга - всё на веле, без рюкзака
- Я - загруженный вел и небольшой рюкзак.
Когда выкатился из дома - прифигел. Впечатление, что сидишь на мотоцикле, из которого вынули двигатель и приделали педали. Вел со снарягой весил 20кг и с непривычки рулился и катился тяжеловато. Потом подкачал колёса под увеличившийся вес и как-то вроде поехало.
Под эту поездку я купил шлем и эргономичные грипсы. Грипсы зарулили и покалываний в руках больше не было. Нарульная сумка отработала на «отлично», а вот подхвостная болталась из стороны в сторону. Ехать это не мешало, но хочется её зафиксировать.
Про езду
Ночёвки и пробеги были распланированы заранее:
- 1й день - ~110км
- 2й - 140-160км (в зависимости от объезда непонятного участка. О нём ниже)
- 3й день - 130км
Магазы были заранее отмечены на треке и являлись ориентирами для перекуров. Магазы - сплошь сельпо, изредка райпо. Работают до 17-19 часов, выбор никакой, зато карты принимаются теперь в любой деревне. Интересно выглядят рядом счёты и онлайн-касса (не сообразил сфоткать).
Мы изначально экипировались так, чтоб не сильно зависеть от магазинов: вся еда с собой (тушня, крупы, etc), а воду набирать можно и в колодцах.
Хотя были горелки и газ, на стоянках всё равно делали костёр, ибо уют и всё такое. Особенно приятно после 100+км поупражняться с пилой, заваливая и таская сухой баобаб, 2/3 которого мы завтра оставим нетронутыми (да, Боря? :-)
Катилось, кстати, отлично. За неделю до старта я навернул 120км вдоль Волги, Тьмы и Шостки, чтоб убедиться, что на 100+ колени уже не просыпаются. На загруженном велике ничего не изменилось. Первый день - 117 км, без проблем. Заночевали в очень симпатичном месте у оз.Радиловское. Сосны, мох, всё как надо.
На второй день я настроился на 140км+, но жизнь внесла свои коррективы: участок между деревнями Морицко и Видони изначально был под вопросом. По Яндексу там дорожка, по спутнику там колея, по репорту 2011 года там уже тогда была зарастающая охотничья тропа. Я представлял этот 4км участок как классическую колею с говнами, где можно ехать, но метров 500 придётся протащить вел на себе. Реальность оказалась интереснее. Там нет ничего. Вообще. Поле, лес, крапива с человеческий рост, какие-то репейники, бурелом и задалбывающие
оленьи кровососки, орды их.
Интересно, что как раз там проходит граница Псковской и Новгородской областей.
На этих 4км я задолбался больше, чем на 117км вчерашних. Шли около 1.5-2х часов, я иногда пытался ехать, о чём потом пожалел (когда педалишь, крапива не просто жалит, а впивается в ноги). Шли исключительно по GPS, иногда сруливая на звериные тропы. Когда вышли, хотелось только одного: помыться и отдохнуть. Но время уже 5й час вечера, а впереди ещё 100км до ночлега.
Ополоснулись из шланга в ближайшей деревне, перекусили и покатили. В Уторгоше решили исключить петлю к озёрам в сторону Луги и заночевать где-нить тут, на речке. Так и сделали. Сыграло ещё и то, что по прогнозам в Луге льёт, и будет лить завтра. Валить оттуда потом 130км в дождь - ну такое себе. Хочется ведь и Новгород ещё посмотреть, а не сразу мокрыми в паровоз финишировать. Той ночью я очень плохо спал - дичайше зудели ноги от всей этой крапивы и хз чего ещё. Да чего там: 3 дня прошло, когда пишу этот пост, - они до сих пор чешутся немного.
Шоссе Феофилова Пустынь - Уторгош - это самая длинная и крутая велодорожка, какую я видел. Свежий прекрасный асфальт и ноль трафика. На 20км - 1 автобус «Псков-Новгород» и полторы машины. Остальное - местные жители на великах. Прошли этот участок пелотоном достаточно быстро.
Вообще, в деревнях велосипедов дофига. У каждого сельпо найдётся велопарковка, и она используется. Я как-то затупил и прислонил у одного магаза лясик вдоль парковки, закрыв сразу несколько ячеек, - людям пришлось ставить свои велики к стенке, некоторые были явно этим недовольны.
«Я паркуюсь как мудак»
На третий день было прохладно, да и ночью пролило. Мы ещё километра не проехали с места ночёвки, как у меня проснулись колени. Вот это был нежданчик. Впереди 100+ км до паровоза, а я уже минус. Вся теория, что колени заболевали после N-километров пошла лесом. Оказалось, температура и разогрев only. Выручили компрессионные наколенники, которые закинул на попробовать, но прежде не тестировал. Не знаю, зарулили именно эти шайтан-тряпки, или просто размялся, но колени больше не беспокоили.
От Уторгоша срезали напрямую в Медведь, где посетили заброшенную воинскую часть (
Аракчеевские казармы), ну и двинули в Новгород.
Ближе к финишу парни увлеклись скоростью и умчали вперёд, поэтому в Новгород мы въехали раздельно. До паровоза ещё часов 6, они укатили смотреть центр города и соседний Юрьев, а я отправился в баню, чтоб принять человеческий вид. :-) Потом покатал по центру, ну и встретились уже на вокзале.
Заметки
- Перед поездкой я представлял другую картинку: что будем ехать по соснам и песку, как, например, участок от Пскова к Чудскому озеру. На деле оказался обычный смешанный наш лес (исключение - первая ночёвка на Родиловском озере). Не то, чтоб это разочаровало, но вау-эффекта от природы не было. Впрочем, ехал я не за этим, а чтоб пройти полноценный ПВ3Д. Масса вопросов по снаряге и прочему снялись сами собой, это очень хорошо.
- Фэт для дальнобоя пригоден более чем. Да, он не может гнаться с лёгкими найнерами, когда те подолгу лосячат за 30, но крейсер 22-25 по грунтам и до 30 на асфальте ему Ок.
- Как и в мотопутешествиях, 3й день оказался самым сложным. Просыпаешься уже на расслабоне, и не хочется никуда ехать. Привет, накопленная усталость.
- Надо с собой брать какую-нить питательную фигню, типа орешков, сухофруктов. В дороге заходит на отлично.
- Вообще, по еде интересно. Несколько раз такое было, что «покидали силы». Вроде едешь, а потом всё тяжелее и тяжелее крутить. И усталости особой нет, и голода, а вот не едется (речь про 3й день как раз). Теперь я знаю, что это сигнал: надо перекусить. Запихнёшь в рот чего-нить питательное, и сразу ОК, можно ехать дальше. А всякие орешки нужны, чтоб не доводить до такого.
- Вода - это святое. Расход идёт приличный. Воды лучше иметь 2 вида: обычную и кисло-сладкую (фанта/сок/etc). Обычная нужна для удовлетворения жажды, кисло-сладкая - чтоб во рту какой-то вкус был. Жара «помогает» тем, что пить хочется. Вот когда пить не хочется - тогда сложнее, т.к пить надо. После обычных ПВД я весь следующий день отпаиваюсь. После ПВ3Д усиленно пью 2 дня. :)
- Спальник не брал, т.к предварительно ночной прогноз был как на Нерской. Вместо простыни в этот раз взял обычный х/б пододеяльник, который открывается с торца, и угадал. Пока вечером и ночью тепло - залезаешь в него как в спальник и получаешь «одеялко» в 1 слой. Когда под утро начинает дубачить - вылезаешь и заматываешься уже в 2 слоя.
Такие дела.
Ещё фотки:
https://vk.com/vzletit_vk?z=album257637228_256149159 Итоговый трек:
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=gwezqdrtzmfmbvqz