Когда в новостях рассказали, что 15го мая Путин поедет открывать мосфильмовский©®™ 3D рендер©®™ Крымского моста, я почуял жгучее желание тоже прокатиться по несуществующему объекту.
Одновременно хотелось опробовать ещё несколько затей:
- заценить Крым в предсезонье (прежде я бывал только в июле-августе)
- Попробовать дальнобой без боковых кофров.
- Попробовать в режиме травела ещё и поработать. Но чтоб без лишних девайсов, типа ноута. Для этого сделал удалённое управление компом через Splashtop и захватил мышку с OTG переходником.
- Опционально: получить ачивку Iron Butt.
Последнее не удалось, т.к за сутки до старта вышло поспать всего 1 час. Ночью не спалось, и я выехал в половине 4го утра, зарекшись не допинговаться чаями-кофеями, чтоб не выключило. Ночной холодный воздух хоть и держал на грани простуды, но бодрил. А вот с утренним солнцем начало конкретно рубить. Пытался подбодриться музончиком по радио, но ритмичная музыка только усиливала желание моргать по 10 секунд.
Вспомнив про «заснувшие за рулём отчётов не напишут», часов в 8 утра я свернул в какой-то мотель на доспать. Поспать, есессно, не удалось (сука, мозг!), но хотя бы пару часов подремал и сбил сон. Так, с перекурами на взбодриться и традиционным ошибочным заездом в Ростов-на-Дону, я докатил 1300 км до станицы Ленинградская, где и заночевал в мотеле с сероводородной водой в кране (много слышал, но впервые увидел унюхал).
Хозяйке на заметку: проезда на Тимашевск через ст. Кисляковская теперь нет. Едем через Кущёвскую → Знамя коммунизма → Ленинградская → Тимашевск. Указатели из Кущёвской будут вести через Староминскую, но это крюк подлиннее.
Второй день, как обычно, проще. Выезжаешь уже выспанный и в солнце. С утра удалось даже что-то поковырять по работе. Удалённое управление жутко неудобно, но Splashtop хотя бы поддерживает мышь, в отличие от TeamViewer, и можно полноценно юзать удалённую винду. Душа просит экран побольше и клавиатуру поаппаратнее: напрашивается связка «планшет + мышь + BT клавиатура», но вся эта компания габаритами уже будет сопоставима с нетбуком.
Через ~400км заветный мост. Как уже писал в прошлом посте, с приближением к мосту знаки «Крымский мост →» исчезают и можно случайно уехать к парому. Вот весь мост за 2 минуты:
Click to view
Вообще, изначально была идея катнуть мост, переночевать где-нить в Керчи и двинуть обратно, но южнее: в кабарду, Домбай, Приэльбрусье, etc. Но когда попал в Крым - ёпта, это ж Крым! Как можно просто так уехать, не погостив?! Планов не было, поэтому решил ехать куда-нить на ЮБК, пока едется, а там уже решать.
Дорога в Симферополь сильно получшела с 15го года. Не зеркало, и местами в ремонтах, но уже далеко не та стиральная доска, что была 3 года назад.
Обратил внимание, что улучшилась ситуация и с карточками. В 15м году у нала в Крыму особо не было альтернатив, а сейчас карты в ходу много где. Билайн по-прежнему роуминг, но ви-фи распространён.
Финишировал я в том же Утёсе, где и 3 года назад. Утёс мне нравится за извилистые улочки а ля средиземноморские деревни, и возможность условно плевать в море с балкона (до воды метров 5-10). Но его главный минус - очистные сооружения, с которыми всё никак не справятся, и по вечерам там подванивает. Ну и ещё он отрезан от цивилизации. Шоссе Ялта-Алушта находится на высоте в 300 метров и до него идёт 4 км серпантина. Хотя, заметил, что за 3 года в Утёсе появились новые магазинчики и недорогие кафешки.
Денёк перекурил, шароёбясь в окрестностях и глядя на дельфинов, ошивающихся у рыбацких лодок.
Кстати, обратил внимание, что в 15м году я первые 2 дня трупом лежал в номере, при том, что ехал с 2мя ночёвками. А сейчас у меня только затекла и побаливала правая рука из-за плохо настроенного «круиз-контроля» на новых грипсах. А в остальном - бодрячком. Всё-таки разница между сибихой и Диверсией в дальнобое существенная.
Дома с дивана хотелось глядеть на всякие там Воронцовские дворцы и прочие винтажные понты, но на месте ожидаемо зарулила природа, и я покатил на мыс Фиолент (Севастополь).
Фиолент крутой в обоих смыслах. Стоишь, натурально, на краю пропасти, где-то внизу под тобой летают над морем чайки. Говорят, там красивые закаты.
Рядом с мысом идёт некислая застройка многоквартирными домами. Вид с них шикарный, наверное. Хотя местные говорят, что зимой тут тоска и уныние, туманы и шторма.
Чтоб разнообразить обратный маршрут к Утёсу, я решил свернуть в Форосе к Байдарским воротам и проехать через Байдарскую долину и Чернореченское водохранилище, затем на Бахчисарайское шоссе, и через Ай-Петри спуститься в Ялту.
Долина симпатичная такая, пасторальная. Пока фоткал водохранилище - остановился патруль и сказал, что фоткать нельзя. Я знал, что после отключения от украинских каналов, это теперь основной источник пресной воды у всего ЮБК, и потому объект сильно стратежный, ну и спорить не стал.
Заодно уточнил у патруля, есть ли проезд из долины к Бахчисарайскому шоссе. Патруль ответил, что дорога есть и умчал на своём УАЗике.
Автодорога 35Н-067 и перевал Бечку, действительно, не будут проблемой для УАЗика, но на тяжёлом туристе и полусликах, без эндурных скиллов это был кабздец. 10 километров горного серпантина из гравия, от мелкого до валунов, и с колеями. Есессно, с уклонами, ибо перевал (710м). Весь трафик на дороге - это пара багги и стайка эндуристов.
Эти 10 километров я проходил, сука, полтора часа. На подъёме ещё более-менее: в сильно стрёмных местах выпускаешь шасси и аккуратно проходишь на полусцеплении. А вот на спуске куда веселее: Диверсия начинает набирать скорость, торможения двигателем нет, заднее колесо разгружено и тормозить им бесполезно. Передним же тормозить ссыкотно: его и без того регулярно срывает на камнях, но пока оно не заблокировано - хотя бы до падения не доходит. До кучи дождь стал накрапывать.
И тут я прям ощутил как начинает расти скилл: когда нельзя тормозить и тупить - приходится учиться рожать на ходу: как повернуть в шпильке, обрулить очередной бульник и пройти колею, чтоб не завалиться. На выезде уже ехал, почти не тормозя.
Если в ролике 2015 года я стебал Бахчисарайское шоссе за «малые крымские каньоны», то после такого приключения я готов был его обнимать, ибо асфальт. :)
Но 10 километров мучений не пропали даром - на Ай-Петри я буквально залетел (на фоне опыта того же 15го года на сибихе), вжаривая на шпильках. А когда спускался к Ялте - обогнал 3 мотоцикла, несколько автомобилей и скутер. Офигевал с себя и отжигал. Только внизу стал осторожничать, т.к в шпильках начал появляться песочек.
Дальше по прогнозам в Утёсе шли дожди на несколько дней и я решил двинуть восточнее, куда-нить посуше. Те же прогнозы говорили, что в Судаке тоже льёт, а вот в Феодосии - нет. Хоть Феодосию и не люблю (гор нет), но солнце - есть солнце, покатил туда.
Пока ехал под дождём по красивейшей дороге Алушта-Судак, залипая на виды гор в облаках, прогноз успел переобуться: теперь в Судаке у нас сухо, а в Феодосии льёт. Судаком я тоже не фанател, т.к по мне кроме генуэзской крепости делать там больше нечего. Но зато рядом есть какой-то Новый Свет и там есть какая-то сцениковая тропа Голицина. Ну я решил заценить.
Новый Свет оказался офигенен! Я не знаю, что тут творится в сезон, но сейчас очень понравилось. Тихий, чистый, спокойный посёлок, заперный среди 2х красивых скалистых гор (Сокол и Коба-Кая). До Судака ведёт единственная дорога а ля средиземноморский серпантин, кайфово!
Вид на Новый свет. Слева гора Сокол, справа - Коба-Кая
Вокруг - горы. Хоть и невысокие (высшая - Сокол, ~470м), но с очень ароматными зарослями можжевельника и низких закрученных сосен. Берег скалистый, с гротами и пещерами, и по нему проходят туристические тропы. Тропа Голицына оказалась самым попсовым и облагороженным участком (скамеечки, перила и указатели как всё вокруг опасно) из треков, но в качестве тизера для желающих исследовать окрестности она очень даже.
Участок Тропы Голицына
Жить я забрался на последний этаж единственного высотного здания в посёлке (ГК «Новый свет»), чтоб был хороший вид, но все дни проводил в горах.
Типичный участок трека
И ещё
На довольно компактном участке рельеф меняется от долин до скалистых гор. Из живности в основном ящерицы. Видел зайца.
«Райская долина». Впереди скала «Космос». В ней есть грот, а наверх ведёт каменная лестница, построенная ещё до римлян.
Натречено, не считая Капчика и тропы Голицына.
В последний день полез на Сокол. Там от Н.Света к нему ведёт тропинка, но местами всё равно карабкаешься. Карабкаться вперёд и вверх - несложно, а обратно - сложно. Я дополз примерно до места, куда на фотке указывает средний палец, развернулся и отложил кирпичей, т.к назад хз как выбираться. Ошибаться нельзя - внизу стена на несколько сотен метров. Неспеша таки выбрался.
Вид на Новый Свет с Сокола
Короче, Новый свет рулит. По крайней мере, в предсезонье.
Обратно катил в дождь от Тимашевска до Ростова. Несмотря на комбез и бахилы, боты и ноги всё равно промокли. Левый, как водится, сильнее. Надо катать с собой обычные медицинские бахилы и надевать их поверх носков в дождь. Так хотя бы ноги и носки останутся сухими. В остальном в дождь катится нормально, из-за пластиковой морды довольно долго не намокаешь. Главное - скорость держать не ниже ~90-100. В компот гадят фуры, за которыми тянется шлейф говнища, сильно ухудшающего обзор. Фура по доброте душевной даже может подвинуться, мол, пролезай между мной и скользкой разметкой, но после прошлогоднего падения теперь я уже осторожничаю. :) Обгонял в дождь в 4 приёма:
1. Ускорение в своей полосе
2. На ровном газу перекатываюсь через 3D разметку
3. Ускорение на встречке
4. На ровном газу возврат в свою полосу
Хз насколько это канонiчно, но вроде работает.
Под Каменск-Шахтенском адовейший пробан в сторону Ростова. Насчитал 13 километров тупо стоящей пробки. Когда я ехал в Крым пробка тоже была, но мне она показалось короче, хотя тоже длинной. В ней я заценил профит путешествия без боковых кофров. :)
Когда опережал очередную фуру на М4, у неё взорвалось колесо. Стремновато, но т.к я был в берушах, то услышал просто хлопок, типа салютного. Чессгря, думал будет типа ударной волны сбоку, но ничего такого. Хотя, возможно, колесо лопнуло не с моей стороны, или внутреннее.
Ну и кагбэ зафиналить:
- Предсезонье рулит! Нет адовой жары, но очень тепло (+22..+26), море уже купательное, цены на жильё полный адекват (самое дорогое у меня вышло 1500р), толп нет, и тд. На юга однозначно лучше ездить в предсезонье.
- Исчезла, наконец, болтанка после 140км/ч. Видимо, это всё же были боковые кофры. Теперь идёт как влитая.
- То ли мне повезло, то ли меняется ситуация с жильём в дороге. Везде, где я останавливался, было чисто, уютно и недорого. Лучше и дешевле, чем по пути из/в Грузию в 16м году.
- Мост крутой! Вангую, теперь «сезон» для Крыма расширится за счёт Ростова и Краснодара, которые могут туда хоть каждые выходные гонять.
18го числа (через 2 дня после открытия моста) я поинтересовался на АЗС под Керчью, заметен ли эффект - сказали, уже сейчас заметен. Местные в тех краях по ветру легко определяют, работает парОм или простаивает. При таком ветре, сказали, паром не работает, но транспорт с 16го числа всё равно стабильно идёт.
Интересно, сделают ли мост платным через пару-тройку лет.
С одной стороны опыт М4, М11 и пр показывает, что хорошие дороги бесплатными не бывают (Зеленоград-Москва по М11 - до 400 рублей за 20км, на минуточку). Я также не припомню, чтоб за годы строительства власти прямо обещали сделать его бесплатным. Обычно эта тема просто деликатно обходилась, что намекает. Курортный сбор собирать удобно, опять же.
С другой стороны, afaik, платная дорога обязана иметь бесплатную альтернативу, а у моста её нет и не будет.
Либо какой-нить гибридный вариант, типа включения моста в ценник строящейся федеральной трассы «Таврида» в Крыму, хз.
Итого: 4100 км, 9 дней
Ещё фотки:
https://vk.com/album257637228_254057564 UPD: видео версия:
Click to view