Leave a comment

Comments 12

mikhail_bar April 22 2018, 05:11:43 UTC
оченьмногобукв, не осилил пока.
И это нужное дело, и для Вас, и для слушающих Вас.

Мое мнение, что как ни крутись, тут в вопросе богослужения задействован такой огромный пласт культурно обусловленного материала, что любые попытки сопрячь коня ( этот материал) и трепетную лань ( сознание человека нашего времени) - будут шиты белыми нитками.

Reply

vz_z_z_hobbit April 22 2018, 09:17:44 UTC
Да, я тоже большие тексты с трудом уже воспринимаю. Наверное, возраст и привычка читать фб. Может, оно так и должно быть? Пора стареть и все такое.

Я для себя предпочитаю нитки, чем отсутствие смысла. И формулирую все это прежде всего для себя. Если кому-то оно отзывается - я рад. Если нет - не навязываю, у каждого может быть свое вИдение.

Я и не пытаюсь вскрыть все эти пласты, о которых Вы справеддиво пишете. Мне это ни по знаниям, ни по интуиции. Это все только мое сегодняшнее. Может быть, через неделю я сам загляну и подумаю: во, бред какой!

Reply

mikhail_bar April 22 2018, 13:13:31 UTC
Да, понятно, я согласен, что нужно искать понимания, искать смысла. Именно потому,
все тезисы про отсутствие образования-опыта-интуиции-духовных даров - мне кажется лишними. Говорим, что знаем, как можем, и должны это делать.
Тут с богослужением апория. С одной стороны, именно купол богослужения сейчас соединяет церковь, и любые даже малейшие подвижки там воспринимаются как угроза обрушения. С другой стороны - богослужение наше совершенно оторвано в культурном смысле, и дело совсем не только в языке, но в нем самом. Эта замечательная вещь - результат рецепции и интерпретации благой вести в некоторых далеких, давно ушедших культурах. Нам нужно много усилий для интерпретации этой интерпретации. По сути я вообще сомневаюсь, что богослужение (которое мыслиться как эпицентр "церковности") как "вешь" адекватно нашему сознанию. Думаю со времнем неизбежна очень сильная коррекция, но тут проблема обычного рода, ведь "новое вино не вливают в мехи ветхие".

Reply

vz_z_z_hobbit April 22 2018, 13:57:14 UTC
Да, это понимаю, это близко. Ну, вот я и пытаюсь - исключительно для себя - выйти из апории. А что до глобального положения вещей - кто поставил меня с ним разбираться?

Reply


bettybotta April 22 2018, 12:37:15 UTC
изучила. хорошо написано.
но совсем не мое. очень театрально. как будто вместо тихого разговора на кухне, каждый раз семья накрывает стол в гостиной - крахмальная скатерть, приборы позолоченные, фарфор, музЫка, то да се. а всего-то и хочется - сесть на кухне, налить чаю в простые чашки и поговорить о самом важном, или просто молчать, наслаждаясь самим фактом существования и присутствия.
но это просто я так вижу.

Reply

vz_z_z_hobbit April 22 2018, 12:52:42 UTC
О, это очень понимаю. Когда-то ездили на отдых на север вместо юга, и там был батюшка, служивший в избенке 3х4 м, естественно, без иконостаса и пр. И это было очень круто. Но вот надо было послужить с ним, в этом невольном минимализме, чтобы увидеть правду, красоту и глубину не только в простоте. Хотя, когда накручено слишком уж много всякой византийщины в худшем смысле, мне это тоже не близко.

Reply

bettybotta April 22 2018, 13:12:58 UTC
да, я понимаю, о чем вы. знаете, я очень люблю воскресную мессу, она такая... ну такая, воскресная, словом. но зная эту воскресную мессу, и именно потому, что знаю, люблю камерную мессу на неделе. иногда вообще без хора - все сами-сами, все реплики, все песни. и любя камерную мессу в будний день, радуюсь возможности пойти на воскресную.
и такой же эффект с сезонностью. за осень-зима-весна соскучиваюсь по восточной Литургии, и с радостью окунаюсь в нее, приезжая на полтора месяца в Грецию. и, божежмой, с какой радостью потом возвращаюсь в Питер к сдержанности и простоте Литургии западной.

Reply

vz_z_z_hobbit April 22 2018, 13:58:11 UTC
'Широк человек', - как говорил классик. И это в нем совмещается, и то. Сам такой.

Reply


Leave a comment

Up