Кажется, главное в сегодняшнем чтении - урок уступчивости. 'Сыны свободны', не обязаны платить подать на Храм (речь ведь именно об этом в этом эпизоде с дидрахмами). Петр, простая душа, испугался подошедших налоговиков - о его наставнике уже все давно знают, строят подвохи, вопросы задают каверзные. Пока они вместе, Иисус все берет на себя, порой просто даже отвечая, когда не Его спрашивают. А тут Петра подловили одного: а учитель-то твой как, будет ли подавать прочим пример благочестия? на единственный в мире Храм Истинного Бога? неужто не найдет древней священной монеты? ее ведь, если нет, и купить можно, цена, можно сказать, символическая. Почти. И смотрят так пристально. Крепкие такие ребята.
Ну, Петр и ляпнул: да. Очень уж взгляд у них... цепкий. Пошел и спиной прямо чувствует: смотрят, куда пошел. И вокруг все так... притихли. Даже у менял монетки звенеть перестали. Петр как сквозь строй идет, спина прямая, ноги деревянные, в голове мыслей - ноль. За угол свернул - полегчало. Немного. Через пару кварталов сообразил: идет не в ту сторону. Обратно мимо синагоги? Та ни в жисть! Пошел кругом, заплутал, выбрался, пришел - дверь та самая. Вошел в полумрак, дверью отгородился от этого города, от этих людей, от этих глаз шарящих. Иисус в комнате, поворачивается, ребята с ним, но, вроде, только свои. Говорят о чем-то. Уф! Забыл, зачем и посылали.
- ...сейчас спросим, что вот он думает. Симон! Как тебе кажется, с кого правители налоги собирают - со своих ли детей или с чужих?
Во спросил! Да тут этих детей и не видал никто уж сколько лет. Все по заграницам у римлян этих ... (непереводимый еврейский фольклор) в школах элитных учатся, говорят. Вопрос с подвохом или, так сказать, с двойным дном? Похоже. Иисус такие любит. Вроде говорит о чем-то вполне понятном, а потом ррраз! - и оказывается, совсем и не об этом. Или не совсем. Но все равно. Сейчас-то чего?
- С чужих... (все равно ведь не догадаешься, чего хочет).
- Вот! И Я про то! Поняли? Дети - свободны. Платить не обязаны. Хоть и гражданство у них, и прописка.
Потом подошел к Петру и тихонько:
- Но ведь откажешь - соблазнятся, озлобятся еще больше. Ведь хоть и человеческое это, пОдать на Храм, но греха в этом нет для нас, так ведь? Знаю, что денег нет, знаю. Ты ж на рыбалке давно не был? Ну вот сходи, прямо сейчас. Ну что ты смотришь? Да, в жару никто не ловит, ну и что? Ты просто удочку закинь, поймаешь хоть одну-то. Крючок будешь вынимать, в рот загляни ей. Там статир должен быть, на нас двоих хватит. Ну, иди-иди, а то Матфей, видишь, как старательно в другую сторону смотрит, пока мы шепчемся? Это чтобы ухо было к нам повернуто :)
Вот такая примерно история. Не о чуде с рыбой. О чуде, когда человек может уступить другому в ситуации, когда нет прямого греха, а только некоторое неудобство для себя. Зато сердце ближнего в мире осталось. А это ценно.