Живое письмо, простые люди, по всему видно: "Зашли в дом, всё занесли, разделись до пояса, помылись, сели застол..." Или: "Валин отец принес потом гармошку, попели песни, и легли спать, итог - встретили хорошо". :))
Сверился по календарю, что-то дядя путает на счёт Троицы. В 1960 году Пасха была 17 апреля, Троица, соответственно, - 5 июня. А в понимании корреспондента Троица 5 мая.
Да, текст последовательный и простой - именно этим и подкупает. А вот в праздниках не силён - потому интересно Ваше замечание, сам бы внимания не обратил. Подумаю - какое-то объяснение должно быть.
Вот нашёл репортаж из села Урюм Тетюшского района 2004 года:
"Отличительная особенность мордовского праздника "Троица" - обряд одевания "медведя" на лесной поляне в листья и ветки березы, клена, а затем вождение его по улицам села. К вечеру участники праздника во главе с "медведем" спускаются к воде. У берега каждый старается оторвать от "медведя" листочек или веточку и бросить их в воду с пожеланиями благополучия, здоровья, хорошего урожая и т.п.
Затем взявшись за руки, особым шагом (дыб-дыбком) проходят через импровизированные ворота и возвращаются на поляну.
Потом начинаются молодежные игрища, где царят веселье, звучат песни, частушки, люди танцуют, участвуют в народных играх. Каждому элементу обряда соответствует своя песня. Их бережно хранят старожилы села и передают из поколение в поколение".
Подумаю - какое-то объяснение должно быть. Я думаю, они банально перепутали по незнанию. Кто-то сказал: "Троица в этом году пятого числа". Люди такие: "О, клёво, 5 мая - Троица, надо накануне помыться!" - что-то типа того. А то, что пятое мая - даже не воскресенье, никого не смутило: народ в то время был далёк от православных традиций, третье поколение без церкви и пастырей.
"Отличительная особенность мордовского праздника "Троица" - обряд одевания "медведя" на лесной поляне... По-моему, этот языческий обряд имеет крайне мало общего с христианским праздником сошествия святого духа на апостолов в пятидесятый день после Пасхи.
Хотя, я сейчас прочитал, что существует и "Троицын день (Троица)" - праздник в народном календаре у славян. Видимо, об этом празднестве в вашем отрывке и идёт речь. Но тут уж я не силён. К тому же, мордва - не славянский, а финно-угорский народ. Но тоже, видимо, с достаточно сильной языческой составляющей в культуре, не вытесненной до конца христианством и в итоге вступившей с христианством в симбиоз.
Comments 5
Сверился по календарю, что-то дядя путает на счёт Троицы. В 1960 году Пасха была 17 апреля, Троица, соответственно, - 5 июня. А в понимании корреспондента Троица 5 мая.
Reply
Вот нашёл репортаж из села Урюм Тетюшского района 2004 года:
"Отличительная особенность мордовского праздника "Троица" - обряд одевания "медведя" на лесной поляне в листья и ветки березы, клена, а затем вождение его по улицам села. К вечеру участники праздника во главе с "медведем" спускаются к воде. У берега каждый старается оторвать от "медведя" листочек или веточку и бросить их в воду с пожеланиями благополучия, здоровья, хорошего урожая и т.п.
Затем взявшись за руки, особым шагом (дыб-дыбком) проходят через импровизированные ворота и возвращаются на поляну.
Потом начинаются молодежные игрища, где царят веселье, звучат песни, частушки, люди танцуют, участвуют в народных играх. Каждому элементу обряда соответствует своя песня. Их бережно хранят старожилы села и передают из поколение в поколение".
Reply
Я думаю, они банально перепутали по незнанию. Кто-то сказал: "Троица в этом году пятого числа". Люди такие: "О, клёво, 5 мая - Троица, надо накануне помыться!" - что-то типа того. А то, что пятое мая - даже не воскресенье, никого не смутило: народ в то время был далёк от православных традиций, третье поколение без церкви и пастырей.
"Отличительная особенность мордовского праздника "Троица" - обряд одевания "медведя" на лесной поляне...
По-моему, этот языческий обряд имеет крайне мало общего с христианским праздником сошествия святого духа на апостолов в пятидесятый день после Пасхи.
Хотя, я сейчас прочитал, что существует и "Троицын день (Троица)" - праздник в народном календаре у славян. Видимо, об этом празднестве в вашем отрывке и идёт речь. Но тут уж я не силён. К тому же, мордва - не славянский, а финно-угорский народ. Но тоже, видимо, с достаточно сильной языческой составляющей в культуре, не вытесненной до конца христианством и в итоге вступившей с христианством в симбиоз.
Reply
Край мой! Любимая Русь и Мордва!
Притчею мглы ты, как прежде, жива..
Reply
Leave a comment