Наталья Оскаровна Мунц
Наталья Оскаровна Мунц родилась в Петербурге 15 ноября 1907 года, в семье архитектора, профессора Академии художеств Оскара Рудольфовича Мунца и его жены Магдалины Львовны - дочери одесского врача Л.М. Шорштейна.
Так же, как и старший брат Володя (будущий архитектор В. О. Мунц), Тася (так называли Наталью Оскаровну домашние) закончила общую трудовую среднюю школу № 217 - до революции знаменитую гимназию К. Мая. Не смотря на революционные потрясения, высокое качество преподавания сохранялось в школе еще достаточно долгое время. Наталья окончила среднюю школу в 1924 г.
В одно время с Натальей, на класс старше, в школе училась и её лучшая подруга, дочь академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (1872-1936) и младшая сестра будущего члена-корреспондента Академии архитектуры Игоря Ивановича Фомина (1904-1989), Ираида Ивановна Фомина (1906-1964), теплые отношения с которой Наталья Мунц поддерживала всю свою жизнь. Сохраняя фамильные традиции после окончания школы подруги поступили в Ленинградский художественно-промышленный техникум при Академии художеств. Наталья Оскаровна занималась на отделении книги и плаката (под руководством В.Н. Левинсона), которое закончила в 1928. Во время учёбы в техникуме сблизилась с соученицами - Марьяной Викторовной Борисовой-Мусатовой и Верой Фёдоровной Матюх. По окончании техникума начала работать в различных ленинградских издательствах - «Прибой», «Политиздат», «Писатели». Последнее возглавлял Самуил Миронович Алянский, создатель легендарного издательства «Алконост», друг А. Блока и признанный в книгоиздании авторитет. Именно Алянский прозорливо распознал в молодой художнице будущего мастера книги и предложил ей сотрудничество.
Параллельно с издательской деятельностью Наталья Мунц много времени и сил отдавала офорту, занимаясь в мастерской Ленинградского отделения союза художников (ЛОСХ).
В 1930-е годы в качестве рисовальщика при геологических экспедициях (была тогда такая должность) она много ездила по стране - особенно по Дальнему Востоку и территориям, прилегающим к будущему строительству Байкало-Амурской магистрали. Путевые впечатления находили отражение в многочисленных офортах, экспонировавшихся потом на выставках офортной мастерской ЛОСХа в 1938-1939 годов. В 1939-м художница вступила в ЛОСХ.
Война застала Наталью Оскаровну в Ленинграде. Вместе с родителями и маленьким сыном она перенесла осень в осаждённом городе. В начале зимы 1942-го от тягот блокады скончался отец.
«Портрет военного», 1943
В апреле того же года, после чудом пережитой зимы Наталья Мунц с матерью, трёхлетним сыном Сашей и двенадцатилетней падчерицей Лялей эвакуировались сначала в Тамбовскую область, а конечном счете в г. Буинск под Казанью События тех лет описаны Натальей Оскаровной в ее мемуарах
«Путешествие из Ленинграда в Москву с пересадками», завершенных в 1974-м и опубликованных в 2013 г в книге, которая включает ещё две биографические вещи, написанные Н.О.Мунц: «Луговое» и «Большой проспект, дом 50, кв.9)
С 1944 года Наталья Оскаровна жила в Москве и продолжала работать как книжный оформитель. При её участии вышли следующие книги: «Архитектурные памятники Самарканда» (изд-во Академии архитектуры, 1948), Герберт Уэллс «Избранное» (Гослитиздат, 1956); «Карибские рассказы» Анны Зегерс, «Эквадорские рассказы» и сборник рассказов Альберто Моравиа «Дом, в котором совершено преступление» (в издательстве «Иностранная литература») и многие другие.
Одновременно продолжилось сотрудничество Натальи Оскаровны с С. М. Алянским, к тому времени тоже переехавшим в Москву и состоявшим главным художником Детгиза, считавшегося, по слову современника, «„университетом“ для иллюстраторов детской книги». Тогда- то и осуществилась давняя мечта Натальи Оскаровны об иллюстрации, а не только оформлении, книг для детей: «Я люблю делать цветные детские книги, очень люблю обложки и переплёты. Выдумывать обложку интересно. Ведь для всей книги надо найти какой-то один символ, что- то близкое к моему пониманию плаката. <…> Делая цветные книги для маленьких, я даже уделяю большее внимание обложке, возможно, иной раз <…> в ущерб остальному».
В Детгизе тех времён коллегами Натальи Оскаровны были замечательные художники: В. Лебедев, Ю. Васнецов, Н. Тырса, В. Коношевич, Е. Чарушин, В. Ватагин, В. Сутеев, отец и братья Траугот…
«Портрет Лены Мунц» 1951
С иллюстрациями Натальи Оскаровны в 1957-м вышла книга С. Капутикян «Маша обедает», в 1958-м - «Песенки-байки», в 1964-м - «Как Дед Мороз парад принимал» В. И. Воробьёва и многие другие - общим числом около тридцати.
Была среди них и сочиненная самой Натальей Оскаровной книжка «Как кукле Кате сшили платье». (В семейном архиве сохранились рукописи нескольких неизданных книг авторства Натальи Оскаровны.)
(автор
gbhfn -
Н.О.МУНЦ. Кукле Кате сшили платье. 1965)
«Строгие, стройные композиции и безупречный вкус позволили ей создать прекрасные образцы книжного оформления, изысканные в самом лучшем смысле этого слова. В области детской книги работы Натальи Оскаровны отличаются всегда лаконичным, острым рисунком, что так важно для детского читателя», - писал художник-график Леонид Павлович Зусман.
В течение всей своей жизни Наталья Оскаровна рисовала с натуры зверей, детей, архитектуру, пейзажи и портреты. Из каждой поездки - а их было много: Крым, Кавказ, Прибалтика - она возвращалась с альбомами, полными зарисовок.
«Аштарк», 1958
Почти каждый год начиная с 1938-го и до конца жизни Наталья Оскаровна участвовала в выставках офортов или книг, включая заграничные - в Лейпциге и Париже.
Умерла Наталья Оскаровна Мунц от сердечной недостаточности в Москве в мае 1980 года. Похоронена на Донском кладбище, рядом с братом Владимиром Оскаровичем и матерью Магдалиной Львовной Мунц.
В том же 1980-м в Ленинграде была организована посмертная выставка художницы.
Работы Натальи Оскаровны Мунц: