В. Воскобойников «С добрым утром, Чукотка!» худ. М. Беломлинский (Изд-во «Детская лит-ра», 1977)

Jan 29, 2017 08:55

Валерий Воскобойников «С добрым утром, Чукотка!»
Художник Михаил Самуилович Беломлинский
Издательство «Детская литература», Ленинград, 1977
Тираж 150 000
Цена 18 коп








































Не могу сказать, что это книжка входила в число самых-самых любимых, но все же я ее выделял. К сожалению, традиция новаторской детской книги начавшаяся в 20-е годы в СССР к концу 70-х сошла на нет (по крайней мере у меня уже не было ничего такого выдающегося). А вот эта работа хоть как-то выделялась на фоне других. Мне нравилось и то, что здесь перемешены разные стили, и то, что есть цветные и черно-белые иллюстрации, и то, что есть подписи к картинкам сделанные "от руки", и вообще разный формат иллюстраций - портреты, сценки, и в конце концов "научная страничка" с животными Чукотки. Сейчас про такую книжку сказали бы "тревел-бук (travel book)", или что-то отдаленно ее напоминающее. Вероятно сейчас это смотрится наивно, но тогда мне казалась книжка необычной, прежде всего по форме, нестандартной. Еще она мне отдаленно напоминала комиксы, которые пусть не часто но попадали к нам из-за рубежа.
Ну и главное, мне нравилась графика Беломлинского, очень выразительная, точная. Особенно чукчи меня впечатлили (пишу совершенно серьезно, без всяких...). Очень хорошие портреты, рисунки непривычных для меня в том возрасте лиц. Какие-то они... Мне чукчи казались загадочными, абсолютно другим людьми из какой-то "ненашей" реальности. Отличные акварели. "Живой" Анадырь в морозной дымке раннего утра, а везде жизнь! "Уставший" вертолет на аэродроме. Почему "уставший"? Просто лопасти сникли, машина расслабленна, набирается сил перед очередным суровым северным полетом. Атмосферные иллюстрации...
Конечно, я сейчас уже смутно помню свою ощущения от этой книжки, какие-то приходится добавлять, что-то интерпретировать, но тем не менее я был уже в достаточно осознанном возрасте, чтобы в памяти что-то отложилось.
В общем отличные иллюстрации Беломлинского, не совсем такие к каким мы привыкли по "Чемоданчику" и другим подобным работам.

Михаил Самуилович Беломлинский


Михаил Самуилович Беломлинский (1934)  - художник-иллюстратор. ОВ 1960 г. окончил графический факультет Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по мастерской профессора М.А. Таранова. Дипломная работа: оформление и иллюстрации к детской книге «Человек и собака», оценка «отлично».

Быстро заявил о себе как талантливый художник: начал сотрудничать с «Боевым карандашом» еще в период обучения в институте, а после окончания обучения сразу был принят в Союз художников. Уже с 1957 г. начал участвовать в многочисленных ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках, а также выставках советского изобразительного искусства за рубежом.

Работал, в основном, над иллюстрациями к произведениям детской литературы. В 1971 г. Беломлинский стал главным художником в журнале «Костер», где и прослужил в этой должности 10 лет.

Наиболее известной работой Беломлинского являются иллюстрации к российскому изданию сказки Дж. Р. Р. Толкинa «Хоббит» в переводе Н. Рахмановой (1976). Кроме того, в разные годы Беломлинский иллюстрировал книги: Марк Твен «Янки при дворе короля Артура»; Дж. Даррелл «Говорящий свёрток», «Дон Кихот»; Житков Б. С. «Что бывало»; Мориц Ю. П. «Собака бывает кусачей»; «Стихи» Даниила Хармса, «Каникулы в Простоквашино» Э. Успенского.

Беломлинский также известен своими шаржами на писателей, художников, артистов.

В 1989 г. эмигрировал в США. В Нью-Йорке работал в газете "Новое русское слово", а потом в газете "Русский базар". Занимался любимым делом - рисовал иллюстрации, заставки, дизайн рекламы, карикатуры, шаржи.

Михаил Самуилович - отец писательницы Юлии Беломлинской и муж Виктории Беломлинской, также писательницы.



"Сказка о львах и парусниках", 1975г.



Джеральд Даррелл, Говорящий сверток, 1981

Михаил Беломлинский рассказывает о себе:

"Я ленинградец. Сколько себя помню, я все время рисовал, начал рисовать еще мелом на тротуаре. Потом все пошло очень гладко: после эвакуации поступил в художественную школу. Отвела меня туда моя тетя, причем не только для учебы, но и для получения стипендии, в ту пору это была дополнительная рабочая карточка. Ну, а из школы я поступил уже в Академию художеств, на графический факультет, по окончании которой был принят в Союз художников, поскольку начал работать еще студентом. Так что занимаюсь рисованием практически всю жизнь, ничего другого делать не умею и не люблю. Окончив Академию, я много поездил по Союзу. Был на Камчатке, на Командорских островах, на Чукотке. Можно сказать, впервые Америку увидел «с той стороны».



"Чудеса под ногами", 1967г.

Когда в 1989 году мы решили всей семьей эмигрировать в Америку, я понимал, что профессия художника здесь не самая дефицитная.

В Нью-Йорке я работал в газете «Новое русское слово», а потом в газете «Русский базар».

И опять я занимался любимым делом - рисовал иллюстрации, заставки, дизайн рекламы, карикатуры, шаржи. Дружеские шаржи - мое любимое рисование.



"Хоббит", 1976г.

В 2002-2005 годах я сделал рисунки к замечательным 13 книжкам Лемони Сникета из серии «33 несчастья» для питерского издательства «Азбука» (раньше я делал для них обложки к шести книжкам Сережи Довлатова, а они переиздавали «Хоббита» с моими рисунками). Издательство купило весь проект серии «Тридцать три несчастья», переводили и присылали мне, а я им - рисунки. Скоро выходит фильм по первым книжкам, с моей любимой Мерил Стрип и Джимом Керри, и, конечно, я с нетерпением жду его. Хочется сравнить работу этой киногруппы с моей."
Опубликовано в журнале: «Слово\Word» 2009, №63


Слева сидит Михаил Беломлинский. Из сумки торчит ГДРовской альбом акварельной бумаги торшон, которую художники закупали на творческой даче в Челюскинской. Справа - Святослав Сахарнов. На стене висит фотоаппарат Смена, спутник всех его путешествий.

Работы Михаила Самуиловича Беломлинского можно посмотреть здесь:
У Михаила Самуиловича Беломлинского есть собственный сайт

иллюстрация, детская книга, Беломлинский

Previous post Next post
Up