О самовластии человека против персоналистов

May 08, 2020 14:09

Рассмотрим текст преп. Иоанна Дамаскина: “по необходимости свободная воля сопряжена с разумом, потому что или не будет разумного существа, или оно, будучи разумным, будет самовластным и господином своих действий. Поэтому неразумные существа и не самовластны, ибо они скорее ведомы природою, нежели ведут, вследствие чего они и не сопротивляются ( Read more... )

преподобный Иоанн Дамаскин, персонализм, ересь, преподобный Анастасий Синаит

Leave a comment

Comments 69

ext_4725659 July 2 2020, 22:21:57 UTC
Вы считаете, что душа человека может заменить то, что персоналисты считают личностью. Но и у Господа нашего Иисуса Христа была человеческая уникальная умная душа, точно такая же как и у нас, часть общей природы человека, этой душой Он и во ад сходил. Почему же эта уникальная душа вместе с уникальным телом не образовала ипостась? Вы писали, что причина в том, что эта человеческая природа ни в один момент не существовала самостоятельно. Но по определению самостоятельно, то есть сама по себе должна существовать ипостась, отдельно от других ипостасей. То есть пока нет самостоятельного существования нет и ипостаси, никакой. Нам известно, что Богочеловек Христос существовал самостоятельно, и был совершенным человеком, с человеческой душой и телом. Какое же место Вы отводите Ипостаси Бога-Слова в человеке Христе? Если нет личности у человека, а все объясняется умной душой, то нет и места для Ипостаси Сына в человеке Христе.

Reply

vyacheslav_fv July 3 2020, 12:20:08 UTC
"мы считаем эту плоть Христову не ипостасью, но воипостасным" (Преп. Анастасий Синаит. Путеводитель, 2), если Вы об этом спрашивали.

Reply

ext_4725659 July 3 2020, 17:34:27 UTC
Нет, не об этом. Воипостасное это и есть плоть, то есть природа человека. И наша с вами природа воиспостасна своей собственной ипостастью. Каждый человек - это ипостась, включающая общую природу из души и тела, и акциденций. Если считать такое определение ипостаси достаточным, то из него следует с неизбежностью признание человеческой ипостаси Христа. Но отцы неоднократно писали, что человеческой ипостаси у Христа нет. Значит под ипостасью они подразумевали не только природу с акциденциями. Формулировать это в то время не было необходимости. Но сформулировано теперь персоналистами.

Reply

vyacheslav_fv July 3 2020, 21:37:16 UTC
Человеческая природа Христа не является отдельной ипостасью в силу того, что "плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась" (Преп. Иоанн Дамаскин. ФГ, 45), а "ипостась есть некая сущность вместе с привходящими [свойствами], действительно и на деле получившая в удел самостоятельное существование отдельно и обособленно от прочих ипостасей" (Преп. Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ...).

Reply


Leave a comment

Up