Эта старая версия подборки, последняя актуальная версия:
http://hexameron.cerkov.ru/svyatye-otcy-o-tvorenii-mira/ Часть 1.
Святые Православной Церкви, подтверждающие буквальность Шестоднева [1, лекция 9, с. 162]:
I в.: Дионисий Ареопагит.
II в.: Иустин Философ, Амфилохий Антиохийский, Ириней Лионский, Ипполит Римский.
III в.: Мефодий Олимпийский, Викторин Петавский.
IV в.: Афанасий Великий, Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Эпифаний Кипрский, Иоанн Златоуст.
V в.: Августин, Лев Великий, Феодорит Кирский, Кирилл Александрийский.
VI в.: император Юстиниан.
VII в.: Максим Исповедник, Исаак Сирин, Анастасий Синаит, Исидор Сирийский.
VIII в.: Иоанн Дамаскин.
IX в.: св. Фотий.
X в.: Симеон Новый Богослов.
XI в.: Феофилакт Болгарский [*]
XIII в.: Евфимий Зигабен.
XIV в.: Григорий Палама.
XV в.: Епифаний Премудрый, Иосиф Волоцкий.
XVI в.: Максим Грек.
XVII в.: Петр Могила.
XVIII в.: Димитрий Ростовский.
XIX в.: Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский.
XX в.: Владимир Киевский, Юстин Попович.
VI Вселенский Собор. Ибо в тот день Бог сотворил свет, в тот же день Господь благоволил родиться; в тот же день принял Он крещение во Иордане от Иоанна, в тот же день Сам премилостивый Искупитель рода человеческого, нашего ради спасения, из мертвых воскрес, в тот же день Он и излиял Святого Духа на учеников Своих. (Святитель Димитрий Ростовский. Жития Святых. 25 декабря. Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа:
http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=1134)
VII Вселенский Собор. Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям, и жил с нами тридцать три года и [почти? (*)] пять месяцев (τριάκοντα τρία ἔτη ἐπὶ μησὶ παρὰ μικρὸν πέντε). [5, деяние 6, c. 212; Lamberz E. Acta Conciliorum Oecumenicorum. Series II, 3.3. - de Gruyter, 2016. P. 618:22-24].
(*) Вопрос состоит в корректной передаче мысли Собора при переводе греч. слов: “παρὰ μικρὸν”.
Правила Карфагенского Собора. 123. Собор против ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на святой Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен. Если же кто речет что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, - не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема. (
http://azbyka.ru/dictionary/10/kanony_pravoslavnoy_tserkvi_50-all.shtml)
Анафематствования против Иоанна Итала. Тем, которые слишком дружелюбно приемлют языческие науки и изучают их не для одного только образования себя, а следуют и преподаваемым в них ложным мнениям, принимая их за истинные; и кои до такой степени прилепляются к сим мнениям, как к имеющим какое-нибудь твердое основание, что увлекают к ним и других тайно, а иногда и явно, и научают тому не обинуясь, анафема [15, с. 140].
Неправо изъясняющим богомудрые изречения Св. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Святаго Духа изложеннаго анафема [15, с. 141].
Священномученик Дионисий Ареопагит. И свет есть мера и число часов, дней и всего нашего времени. Ведь именно этим светом, хотя тогда еще бесформенным, по словам божественного Моисея, разграничивалась первая триада наших дней (см.
Быт.1:3-13). (О Божественных именах, глава 4, часть 4:
http://azbyka.ru/otechnik/index.php?Dionisij_Areopagit/o_imenah=4)
Святой Викторин (Виктор), епископ и мученик Патавский. Размышляя об устройстве мира, где живем мы, останавливаюсь на скорости устройства его, показанной Моисеем в его книге Бытия. Всю эту громаду устроил Бог в шесть дней, украсив ее знамениями величия Своего, а седьмой день освятил благословением покоя. Так как по сему известию седмеричным числом дней управляется земное и небесное, то сею седмерицею измерю отношение всех седмиц и постараюсь, сколько могу, объяснить деятельность божественной силы. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском:
http://agios.org.ua/)
В начале сотворил Бог свет и разделил его на двенадцать часов дня и ночи; это с тем, чтобы день, полный трудов людских, заменялся покоем ночи, и за тем опять был день; так труд облегчаться должен покоем ночи - и покой должен умеряться занятием дня. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском:
http://agios.org.ua/)
В четвертый день сотворил два светила на небе, большое и малое, чтобы одно служило днем, другое ночью, - солнце и луну и прочие звезды поставил на небе, чтобы светили земле и разделяли времена, годы, месяцы, дни и часы, стояниями. Спрашивается, почему в этот день, называемый четвертым, должны мы поститься до девятого часа или до вечера или даже продолжать пост до следующего дня?.. Человек Христос Иисус, Он же и виновник всего, в четвертый день (в среду) был взят нечестивыми (7). Ради того плена и для величия дел Его, для времени столько спасительного людям, столько плодоносного и благотворного совершаем мы усугубление поста. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском:
http://agios.org.ua/)
В пятый день земля и вода выставили свои порождения. В шестой день создано то, чего еще не доставало; Бог создал человека из земли, владыку тварей, какие живут на земле и в воде. Притом прежде сотворил ангелов и архангелов, потом человека, давая преимущество духовному пред земным. Прежде создан свет, потом земля. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском:
http://agios.org.ua/)
День шестый называется параскеви, приготовлением к царству. Введена порча Адамом, которого создал Он по образу и подобию Своему. Прочие дела совершены прежде, чем сотворил ангелов и образовал человека, дабы не думали, что они были помощниками. - В этот день ради Страданий Господа нашего Иисуса Христа совершаем стояние пред Богом или пост. В седьмой день Бог успокоился от всех дел Своих и благословил его и освятил. В этот день имеем обыкновение отлагать (вкушение пищи) для того, чтобы в день Господень приступить с благодарением к хлебу. В пяток назначается отложение (пищи) для того, чтобы не казалось, будто с иудеями отправляем субботу (8) [...] виновник всего творения Иисус праведный. Он называется Словом… Сие Слово, когда создало свет, называется мудростию; когда - небо, - разумом; когда землю и море, - советом; - когда образовало человека, - благочестием… Кто наученный закону Божию, полный Духа святаго, не изумляется душею, что ангел Гавриил благовествовал Деве Марии в тот же день, в который змей прельстил Евву, в тот же - св. Дух осенил Деву Марию, в который создан свет; жил Он во плоти в такие же дни, в какие созданы земля и вода?.. (Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Святые южных славян. Описание жизни их, Ноябрь, память о св. Викторине епископе и мученике Патавском:
http://agios.org.ua/)
(7) Постан. апост. 7, 23. «Вы поститесь или пять дней, или в среду и пятницу; потому что в среду последовало осуждение Господа, когда Иуда обещал продать Его за деньги; а в пятницу Господь претерпел страдание на кресте, при понтийском Пилате». Пост. апост. 5, 14. «В четвертый день (в среду) определили вознесть Его на крест. Это знал и Иуда… Иуда ушел и сказал священникам: что хотите вы дать мне? Я вам предам Его». Так говорит о среде св. евангелие Матф. 26, 3. 15. В мыслях синедриона и Иуды Иисус в среду уже взят был в плен; но выполнение страшной мысли совершалось в четверг, после таинственной вечери.
(8) Parasceve superpositio fiat, superponere, superpositio - технические слова, означающие отложение пищи. По мыслям св. Викторина пощение пятка - пощение ради страданий Господа; прибавление к тому воздержания дня субботнего допускалось собственно, как приготовление к приобщению св. таин, совершавшемуся в воскресный день. Впоследствии на западе составили пост субботний, хотя уже и не приобщались св. таин в воскресенье.
Преподобный Ефрем Сирин. Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании том представлены одни наименования: или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе этих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
(Как могла выглядеть смена дня и ночи в первые 3 дня -- мое прим.) Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае, несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество. Чтобы свет не обратился в ничто, как произошедший из ничего, Бог особо сказал о нем: «яко добро» (
Быт.1:18). (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
(До сотворения светил были обычные дни -- мое прим.) Тот первоначальный свет, по сотворении названный добрым, восхождением своим производил (образовал) три дня. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
Злаки во время сотворения своего стали порождениями (появились) одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Так же и дерева во время сотворения своего явились порождением одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождением годов. Потребные в пищу злаки уготовлялись животным, которые были сотворены через два дня; сотворил Господь также и класы (колосья), потребные в пищу Адаму и Еве... (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
После того, как третий день кончился, и было сказано: «И бысть вечер, и бысть утро, день третий» (
Быт.1:13), - не в вечернее время сотворил Бог два светила, чтобы не нарушился порядок ночи и дня, и утро не стало ранее вечера. Поскольку и последующие дни следовали такому же порядку, как день первый, то и ночь четвертого дня, подобно ночам прежним, предваряла день. Если вечер этого дня был ранее утра, то следует, что светила сотворены не вечером, но в утреннее время. Сказать, что одно из светил сотворено вечером, а другое утром, не позволяет следующее: «да будут светила» (Быт.1:14), и: «сотвори Бог два светила великая» (
Быт.1:16). Если светила во время своего сотворения были велики, и сотворены они утром, то следует, что солнце стояло тогда на востоке, а луна против него - на западе, солнце виделось низко и частью погружено, потому что сотворено на месте восхождения его над землей, а луна стояла выше, потому что сотворена там, где бывает в пятнадцатый день. Поэтому в то время, когда солнце стало видимо на земле, оба светила увидели друг друга, и потом луна как бы погрузилась. И самое место, где была луна при своем сотворении, ее величина и светлость показывают, что сотворена она в том виде, в каком бывает в пятнадцатый день. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
Как дерева, травы, животные, птицы и человек явились вместе и стары, и молоды: стары по виду членов и составов их, а молоды по времени своего сотворения, - так и луна была вместе и стара, и молода: молода, потому что едва сотворена, стара, потому что полна, как в пятнадцатый день. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
Так земля, по Божию повелению, немедленно извела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов... (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=1)
(Против тех, которые говорят, что 7-ой день не заканчивался -- мое прим.) Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих, имели отдохновение; и притом, временной субботой, данной народу преходящему, хотел представить образ субботы истинной, какая будет в мире нескончаемом. Сверх того, поскольку нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данной ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седмеричное число дней, потребное для мира. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=2)
(Против тех, которые, читая в Быт. 2:7 "йом", говорят, что и остальные дни можно понимать как "то время" -- мое прим.) Всякий, слыша это (Быт. 2:4--6 -- мое прим.), должен разуметь, что хотя Писание сказало уже о днях творения, об освящении и благословении дня субботнего, но и по окончании дней творения снова обращается к повествованию о начале творения: «Сия книга бытия небесе и земли», - то есть повествование о сотворении неба и земли, - «в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю». Не было еще всякаго злака сельнаго, не прозябала (не произрастала) еще всякая трава сельная. Но хотя, действительно, не появились они в первый день, потому что произошли в третий, однако же в повествование о творении первого дня не напрасно внесено слово о том, что сотворено в день третий. Ибо далее говорится, почему не произрастали злаки и травы, - а именно потому, что Господь не посылал дождя на землю. «Источник же исхождаше из земли, и напаяше все лице земли». Поскольку все рождалось, как рождается и ныне, из соединения вод с землей, то Моисей хотел здесь показать, что злаки и травы не сотворены вместе с землей, ибо не сходил еще дождь. Когда же исшел великий источник великой бездны и напоил всю землю, тогда, после собрания вод в третий день, земля в тот же день породила всякий злак. [...] Сказав о том, что было опущено и не изложено в повествовании о творении в первый день, Моисей переходит к описанию создания человека... (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=2)
Слова: «приведе я ко Адаму», - показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга. Впереди шло стадо животных вредоносных, за ним без страха следовали ряды животных безвредных. Так Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение. (Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия, глава 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=2)
«И сами твари» в надежде «освобождаются от того рабства тления в свободу», которая дастся «сынам (чадам) в день славы... Бога». Говорится (здесь), что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей за то, что уничижены с нами в день уничижения и страдания нашего. (Толкования на священное Писание. Послание к Римлянам:
http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_63=8)
Святитель Василий Великий. «И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь» (
Быт.1:5). Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь - покрытие земли тенью, когда скрывается солнце. Но тогда не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь. (Беседы на Шестоднев, беседа 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2)
«И бысть вечер, и бысть утро, день един» (
Быт.1:5). Вечер есть общий предел дня и ночи, подобным образом и утро есть смежность ночи со днем. Посему, чтобы старейшинство бытия приписать дню, Моисей сперва наименовал конец дня, а потом конец ночи, так как ночь следует за днем. Ибо состояние в мире, предшествовавшее сотворению света, было не ночь, но тьма, а что стало отлично от дня, то названо ночью, сему и наименование дано после дня. (Беседы на Шестоднев, беседа 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2)
Итак, «бысть вечер, и бысть утро». Пророк разумеет продолжение дня и ночи, но не наименовал дня и ночи, а дал наименование только превосходнейшему. Тот же обычай найдешь и во всем Писании, при измерении времени счисляются дни, а не вместе и ночи со днями. «Дние лет наших, - говорит псалмопевец» (
Пс.89:10). И Иаков также говорит: «дние жития моего малы и злы» (
Быт.47:9). И еще сказано: «вся дни живота моего» (
Пс.22:6). Таким образом преданное ныне в виде истории служит законом и для последующего. (Беседы на Шестоднев, беседа 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2)
«И бысть вечерь, и бысть утро, день един». Почему назван не первым, но единым? Хотя намеревающемуся говорить о втором, и третьем, и четвертом днях было бы приличнее наименовать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако же он назвал единым. Или определяет сим миру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Почему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же продолжение дня и ночи всегда ограничивается одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день. (Беседы на Шестоднев, беседа 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=2)
А на возражение, будто бы учение о нашем миротворении противоречит опыту (ибо, по-видимому, не в одно собрание вод стеклась вся вода), можно сказать многое, и это само по себе известно всякому. Да едва ли и не смешно препираться с делающими подобные возражения. (Беседы на Шестоднев, беседа 4:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=4)
Скажут: «Как же Писание представляет, что все произрастающее из земли осеменено, когда ни тростник, ни полевица, ни мята, ни шафран, ни чеснок, ни бутом, ни другие бесчисленные роды растений, по-видимому, не производят семени»? На сие ответим, что многие из земных произрастений в нижней своей части и корне имеют силу семени. Например, тростник, по однолетнем росте, пускает от корня некоторый отпрыск, и он на будущее время заступает место семени. То же делают и другая бесчисленные растения которые, будучи рассеяны по земле, силу продолжать свой род содержать в корнях. Итак всего несомненнее, что в каждом растении или есть семя, или скрывается некоторая семенная сила. И это значит слово: «по роду». Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и до ныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства. (Беседы на Шестоднев, беседа 5:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=5)
Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в сочинениях других. По сим правилам, иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению, и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно с своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования соглаcные с собственным их намерением. А я, слыша о траве траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. «Не стыжуся бо благовествованием» (
Рим.1:16). И поскольку писавшие о мире много рассуждали о фигуре земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), то не соглашусь еще признать наше повествование о миротворении стоящим меньшего уважения потому единственно, что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, на сколько простирается в воздухе земная тень, когда солнце идет под землею, и как тень сия, падая на луну, производит затмения. Если умолчал он о не касающемся до нас, как о бесполезном, то неужели за сие словеса Духа почту маловажнее объюродевшей мудрости? Не паче ли прославлю Того, Кто не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, чтобы все было написано в назидание и усовершение душ наших? Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему уразумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли. Посему так и будем разуметь, как написано. (Беседы на Шестоднев, беседа 9:
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev=9)
Да не пренебрегает церковь ничем: все есть закон. Бог не сказал: "Я дал вам рыбы в снедь, Я дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих". Не для этого Он их сотворил, говорит Писание. Действительно, первоначальный закон позволял употреблять плоды, ибо мы еще считались достойными Рая. Какая тайна запечатлевается для тебя под сим? Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, (даны) плоды, растительность и травы... Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов. Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя? Каким плодом может удовлетвориться лев? Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами. Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволили им употреблять любую пищу: "яко зелие травное дах вам все" (Быт. 9, 3). Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все. С тех пор лев плотояден, с тех же пор гриф высматривает падаль. Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть. Природа еще не разделилась, ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными... Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах... Такова была первая тварь, и таково будет восстановление после. Человек вернется к древнему своему устроению, отвергнув злобу, жизнь, обремененную заботами, рабство души по отношению к древним тревогам. Когда он отречется от всего этого, тогда возвратится к той райской жизни, которая не была порабощена страстям плоти, которая свободна, жизнь в близости к Богу, причастник жительства ангелов [8, глава 4, часть 2] (14.11.12).
(Со святителем Василием Великим согласны святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, см. "Жития святых" cвятителя Димитрия Ростовского: Собор трех великих вселенских учителей -- мое прим.).
Святитель Григорий Богослов. Итак, если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу. Но поскольку «завистью» лукавого «смерть в мир вошла» (
Прем.2:24) и овладела человеком через обольщение, то Бог, став человеком, страждет как человек, и нищает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетой. Отсюда смерть, и гроб, и воскресение. Отсюда новая тварь и по празднике праздник; и я опять учредитель торжества, праздную обновление моего спасения. (Слова. Слово 44 (На неделю новую, на весну и в память мученика Маманта):
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=44)
То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть чисто день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем; потому что он есть первый в числе последующих за ним, и восьмой в числе предшествующих ему - день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. (Слова. Слово 44 (На неделю новую, на весну и в память мученика Маманта):
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=44)
Cвященномученик Ипполит Римский. Возможно кто-то скажет: «Как вы доказываете то, что Спаситель родился в 5500 - ом году?». О человек, выслушай простое объяснение. Поскольку давно при Моисее в пустыне были показаны символы и изображения духовных тайн, связанные со скинией, изображавшие это число, которое явилось с появлением полноты истины во Христе, то ты можешь постичь то, что было изображено. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец. (Исх.25, 10-11). Эти цифры сложенные вместе составляют пять с половиной локтей, и показывают пять с половиной тысяч лет - то время в которое явился от Девы Спаситель, когда он принес в жертву миру Ковчег - свое собственное тело, обложенное чистым золотом - изнутри Словом, а со вне - Св. Духом, и таким образом истина открывается и (тайна) Ковчега становится явной [4, с. 6] (08.11.12).
в первый день, что ни сотворил Бог, сотворил из ничего; а в другие дни уже не из ничего творил, а устроял из того, что создал в день первый; [7, часть 73 (Смысл Моисеева сказания о шестидневном творении)].
Священномученик Ириней Лионский. Ибо враг не был бы побежден справедливо, если бы победивший его не был человек от жены. Ибо чрез жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему, и Господь исповедует Себя Сыном человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от Которого создана была жена, чтобы как чрез человека побежденного род наш нисшел в смерть, так опять чрез человека победителя мы взошли в жизнь, и как чрез человека смерть одержала победу над нами, так опять чрез человека мы получили победу над смертью. (Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), книга 5, глава 21, часть 1:
http://azbyka.ru/otechnik/?Irinej_Lionskij/vs_eres=5_21)
Итак, они умерли в тот самый день, в который вкусили и сделались должниками смерти, потому что день творения один. Ибо сказано: «был вечер и было утро, день один» (
Быт.1:5). И в этот самый день, в который они вкусили, в тот и умерли. Сообразно же с кругом и течением дней, по которому один называется первым, другой - вторым, иный - третьим днем, если кто захочет тщательно узнать, в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо, восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть. Посему, очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу. В который же день он умер, в тот и вкусил. Ибо Бог сказал: «в который день вкусите от него, умрете смертью». Восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы, т. е. в шестой день творения в который и создан человек, - чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т. е. (освобождение) от смерти. Некоторые еще смерть Адама полагают в тысячный год; ибо так как «день Господний как тысяча лет» (
2Пет.3:8), то он не переступил за тысячу лет, но умер в ее пределах, исполняя приговор за преступление. Итак, в отношении ли к непослушанию, которое есть смерть, или потому, что с того времени они преданы смерти и сделались ее должниками, или в отношении к одному и тому же дню, в который вкусили и умерли, так как один день творения, или относительно течения дней, так как они в тот же день умерли, в который вкусили, т. е. в пятницу, которая называется чистою вечерею, т. е. в шестой день, на который указал Господь пострадав в этот день (9), или потому что он не переступил за тысячу лет, но умер в ее пределах, - во всех отношениях Бог оказывается истинным, ибо умерли вкусившие от древа, змей же явился лжецом и человекоубийцею, как Господь говорит о нем: «он искони человекоубийца и не стоит в истине». (Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), книга 5, глава 21, часть 2:
http://azbyka.ru/otechnik/?Irinej_Lionskij/vs_eres=5_21)
(9) См. выше, I.14:6 (Книга 1, глава 14, часть 6 -- мое прим.).
Святитель Кирилл Александрийский. Когда же лестью диавола она увлечена была к преступлению и вкусила от запрещенного древа, а вместе с нею пал и сам праотец Адам, то природа их была тотчас осуждена на смерть. И к жене Бог взывал: в болезнех родиши чада (Быт. 3. 16); а к Адаму: проклята земля в делех твоих (ст. 17). И сверх этого они лишены были того многовожделенного местопребывания, которым пользовались в начале, а также и рая сладости. И только тогда познали они, что были наги и лишены одежды, а потому имеют нужду в одеждах. По милосердию Божию, у них явились для сего нижния одежды кожаные. И материю своею они признали землю, подверглись уловлению в сети тления и вообще, как я думаю, ничего недоставало у них к тому, чтобы оказатъся в крайне бедственном состоянии. (Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. О Адаме, часть 2)
Итак, человек в начале получил свободное и непринужденное стремление ума ко всему тому, что должно было делать; но по обольщению от змия неразумно обратился к тому, что не следовало делать, и за ничто почел совершить преступление. За это и осужден был на смерть и тление, так как Бог, думаю, предвидел имевшую быть от произшедшего большую пользу ибо как скоро человек однажды уклонился ко греху, и естество его стало недуговать стремлением к порочному, почти наподобие того, как и естество нечистых духов, он постоянно изобличаем был во зле, совершаемом им на земле. (Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. О Адаме, часть 4)
Часть 2:
http://vyacheslav-fv.livejournal.com/44095.html