Уранополитизм vs. мирские "мятежы"

Feb 15, 2014 22:19

Святитель Григорий Богослов. Особенно поражен я был неожиданностью, подобно человеку, поражаемому внезапным громом, не собрался с мыслями; и потому преступил скромность, к которой приучал себя всю жизнь. Потом овладела мной какая-то привязанность ко благу безмолвия и уединения. Любя его с самого начала, насколько едва ли любил кто другой из занимающихся науками, в важнейших и опаснейших для меня обстоятельствах дав Богу обет «безмолвной жизни», даже коснувшись уже ее, как находившийся в преддверии, и по изведании воспылавший большим желанием, я не вынес принуждения, не допустил ввергнуть себя в мятежи и насильно отвлечь от такой жизни, как бы от священного убежища. Мне казалось, что всего лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и мира, погрузившись в самого себя, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого и носить в себе божественные образы, всегда чистые и несмешанные с земными и обманчивыми напечатлениями, быть и непрестанно делаться истинно чистым зеркалом Бога и божественного, приобретать ко свету свет - к менее ясному лучезарнейший, пожинать уже упованием блага будущего века, жить вместе с ангелами и, находясь еще на земле, оставлять землю и быть возносиму Духом горе. Если кто из вас объят этой любовью, то поймет, что говорю, и извинит тогдашнее состояние моего духа. Но слова мои не убедят, может быть, многих, именно всех тех, кому смешным кажется этот род жизни, к которому они все расположены или по собственному неразумию, или потому, что иные проходят его недостойно; подкрепляемые завистью, также злонравием и поползновением многих на худшее, они и хорошее именуют худым, любомудрие называют тщеславием. А от этого непременно грешат в одном из двух - или делают зло, или не верят добру. (Слово 3: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=3)

Но ты живешь в обществе, от обращения с людьми - не без осквернения; потому страшно, чтобы не истощилось Божие к тебе милосердие? Ответ на это прост. Если можно, беги и торжища со своим добрым сопутником. Подвяжи себе крылья орлиные, или, собственнее скажу, голубиные, ибо что тебе до кесаря и принадлежащего кесарю, пока не почиешь там, где нет ни греха, ни очернения, ни змия, жалящего на пути и препятствующего тебе шествовать по Богу. Похить душу свою из мира, беги Содома, беги пожара, иди не озираясь, чтобы не отвердеть в соляной столп, спасайся на горе, чтобы и тебя не постигла вместе гибель. Если же ты не волен уже в себе и обязался необходимыми узами, то скажи сам себе, или, лучше, я тебе скажу: всего превосходнее сподобиться блага и сохранить очищение (святитель говорит о Крещении -- мое прим.). Если же невозможно совместить то и другое, то лучше очернить себя иногда несколько мирскими обязанностями, нежели совершенно лишиться благодати, как лучше, думаю, получить иногда выговор от отца и господина, нежели быть им вовсе отвергнутым, и лучше озаряться несколькими лучами, нежели быть в совершенной тьме. А благоразумному свойственно избирать как из благ большие и совершеннейшие, так и из зол меньшие и легчайшие. Поэтому не слишком бойся очищения. Ибо праведный и человеколюбивый Судия наших дел всегда ценит заслуги наши, соображаясь с родом жизни каждого. И неоднократно тот, кто, живя в мире, успел в немногом, имел преимущество перед тем, кто едва не успел во всем, живя на свободе, так как, думаю, большее заслуживает удивления - в узах идти медленно, нежели бежать, не имея на себе тяжести, и, идя по грязи, немного замараться, нежели быть чистым на чистом пути. В доказательство же слова скажу, что Раав блудницу оправдало одно только страннолюбие, хотя и не одобряется она ни за что другое, и мытаря, ни за что другое не похваленного, одно возвысило, именно смирение, чтобы ты научился не вдруг отчаиваться в себе. (Слово 40: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)

Святитель высказывает о жизни в миру вот как: "ввергнуть себя в мятежи", "земными и обманчивыми напечатлениями", "от обращения с людьми - не без осквернения", "Похить душу свою из мира, беги Содома, беги пожара, иди не озираясь", "лучше очернить себя иногда несколько мирскими обязанностями, нежели совершенно лишиться благодати", "идя по грязи, немного замараться, нежели быть чистым на чистом пути". Тут опасно понять этот текст в смысле гностицизма или скверности самой по себе негреховной мирской работы, но тут не об этом. Я думаю здесь как раз гимн уранополитизму и попытка отсечь в т. ч. душевные и прелестные переживания в миру, чтобы не было вот такого:

-------------------------------------------------

Автор текста av_volkov (кроме квадратных скобок)
Если посмотреть на первую картинку, где прекрасная природа, деревца и все такое - правильная любовь к этому - как к твореиню Божию, прекрасному, загадочному в своих глубинах (если кто интересуется наукой, меня поймет, от микробиологии до квантовой физики - все мир чудес и книга премудрости Божией). Если брать милую скамейку под тенистым деревом - правильная любовь к этому - благодарность Богу за мирные дни, за долготерпение и прочие щедроты Промысла, сама же скамейка и милый дворик - тлен и прах. И так во всем. Будьте честны сами с собой. Посмотрите на это на все внимательно и спросите отчета у своего сердца. Что за чувства от этих всех милых двориков и прекрасных видов. Печаль мира сего, которая к смерти по ап. Павлу. Она сушит сердце, вгоняет в безотчетную и смутноосознаваемую тоску, приятную меланхолию, испытывать котрую сладко... сродни мазохизму.

Кто поглощен любовью высшей, в том другая совершенно умирает.

"Один послушник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском Монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?»

Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть».

Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу." (http://makarovalexiy.livejournal.com/28990.html?thread=319806#t319806)

Кругом милые сердцу дворики, улочки-шкатулочки и прочий нафталин :) Только эмпирически выведены некоторые вещи неприятные от всех этих милых сердцу пейзажей. Например молитву, как обращение [человека к Богу] вся эта тоже-любовь-но-на-втором-месте превращает во что-то навроде медитации. (http://makarovalexiy.livejournal.com/28990.html?thread=321854#t321854)

-------------------------------------------------

P. S. А у нас сейчас как скажешь о совершенной необязательности для христианина культуры как почти сразу можно услышать предположение о своей если не прелести, то перегибе палки. Христианам не запрещено обращаться к культуре, мы не можем требовать от всех христиан жить без нее, но зачем говорить, что она нам необходима? Как говорил священномученик Даниил Сысоев, наша цель -- забыть себя и славить пресвятую Троицу.

P. P. S. Еще раз про культуру.

Святитель Григорий Богослов. Ибо для меня всего кажется лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и мира, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого, всегда носить в себе божественные образы, чистые, не смешанные с дольними и обманчивыми впечатлениями, быть и непрестанно делаться как бы неомраченным зеркалом Бога и божественного, приобретать ко свету свет - к менее ясному лучезарнейший; пока не взойдем к Источнику тамошних озарений и не достигнем блаженного конца, когда действительность сделает ненужными зеркала. (Слово 20: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=20)

У обоих нас одно было упражнение - добродетель, и одно усилие - до отшествия отсюда, отрешаясь от здешнего, жить для будущих надежд. К этой цели направляли мы всю жизнь и деятельность, и заповедью к тому руководимые, и поощрявшие друг друга к добродетели. [...] Ибо и внимания достойным не почитаю того, что не ведет к добродетели и не делает лучшим своего любителя. (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

Святитель Григорий Палама. «Яко не пребудут беззаконницы пред очима Твоими» (Пс.5:6), говорит Богу Псалмопевец. Потому что когда Закон предписывает: помнить во всем Господа Бога, сидя и ходя, и лежа и вставая (Втор.6:7), и Евангелие говорит: испытайте Писания, и в них обрящете живот вечный (Ин.5:39), и Апостол увещевает, говоря: «Непрестанно молитеся» (1Сол.5:17), - то и задерживающий свой ум в земных помыслах, конечно, является преступником, а не тем ли более тот, кто погрязает в дурных и грязных? (Омилия 19: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/homilia=19)

святитель Григорий Богослов, духовная жизнь, уранополитизм, Святые Отцы, святитель Григорий Палама

Previous post Next post
Up