Mar 08, 2009 14:39
В советское время многие даты, связанные с борьбой трудящихся, превратились в праздники трудящихся. В общем, это закономерно, если вспомнить известные слова Маркса: революции - праздник угнетенных.
Но нельзя не видеть также и вырождения этих праздников в банальные поводы для возлияний, исчезновения в них исторической классовой подоплеки.
Непосредственной причиной такого явления в СССР стало, безусловно, засилье крестьянства, наложившего на долгие годы свой отпечаток на все без исключения стороны общественной жизни.
Дореволюционные "маевки" рабочих, проходившие нелегально, маскировались, как известно, пьянками под гармошку - рабочий люд отдыхает и развлекается. Разумеется, здесь не ведется речи об открытых политических выступлениях, предпринимавшихся в годы подъема рабочего движения.
Прошли годы, Первомай стал государственным праздником, форсированная индустриализация в считанные годы превратила кадровых рабочих, помнивших традиции революционной борьбы, в меньшинство советского рабочего класса. Крестьяне, переехавшие в города, лишившиеся своих традиционных храмовых праздников, хоть как-то скрашивавших их быт и дававших отдых от тяжелого труда, приняли "городские" обычаи, но наполнили их своим содержанием - превратили их в дни отдыха и пьянки уже не для отвода глаз. А какой же сельский праздник без мордобоя?
В 1965 г. 8 марта впервые стало нерабочим днем. Государство того времени практически полностью уже освободилось от своей первоначальной пролетарской классовой основы - и день борьбы трудящихся женщин, каким он был изначально, превратился в "День матерей, подруг и женщин "вообще"", - по образцу какого-нибудь чисто буржуазного американского "Дня матери".
В таком качестве он нисколько не раздражает нынешнее государство и его хозяев: - напротив, это - день усиленных продаж и усиленного буржуазного растления молодежи.
Давно пора вернуть ему первоначальное качество - не только в идеологическом, но и в практически-политическом смысле: превратить его в день борьбы за права трудящихся женщин, за их вовлечение в общественно-политические дела, за повышение их роли в руководстве общественными и политическими организациями.
*** А "крестьянский дух" все еще дает о себе знать: вот , например, совсем недавно один член Политсовета так называемой "РКРП", выступая на съезде рабочих, позволил себе употребить выражение: "министр в юбке". Пренебрежение к женщинам, любовь к "товарищу Сталину", нелюбовь к "сионским троцкачам" и т.п. - это все родом оттуда, из темного царства крестьянской ограниченности.