Доказывая, что исходным постулатом в трудовой теории стоимости Маркса является гуманизм, Э. В. Ильенков писал: "Основной нравственный пафос «Капитала» вполне точно выражается тезисом подлинного гуманизма: Человек, живой Человек, а не деньги, не машины, не продукты и не любые формы “вещного богатства” есть высшая ценность, есть создатель-субъект всех “отчужденных” от него форм. Если этот “нравственный” принцип из «Капитала» изъять, объявив ненаучным, то развалится и вся научная логика гениального произведения. В самом деле, можно ли чисто “логически” обосновать тот тезис, что труд человека создает стоимость, а работа осла, хотя бы он и выполнял абсолютно ту же самую работу, никакой новой стоимости не создает?"
Задолго до Ильенкова "легальный марксист" М.И. Туган-Барановский взялся доказать, что марксистское признание труда единственным источником стоимости связано исключительно с признанием человека как "высшей ценности", то есть имеет этическую, а не экономическую основу. В частности, Туган утверждал, что если бы не эти чисто этические, гуманные соображения, то можно было бы считать, что стоимость создают и лошади.
Я как-то написал, что приведенные слова Ильенкова показывают, что он не был чужд софистике. Теперь же, после открытия факта этого "плагиата", Ильенков открывается с новой стороны - как шутник, любитель розыгрышей и мистификаций. Невысокого же мнения был он о тогдашней читающей философов публике, если был уверен, что никто даже не заметит этой каверзы.
Ведь даже М. Лифшиц принял эту вещь за чистую монету и сочувственно цитирует приведенное место из Тугана-Ильенкова. Впрочем, кто знает? Может быть, он был с Ильенковым в стачке?
Есть, конечно, еще один вариант: Ильенков писал это всерьез и его солидарность с Туганом - не случайность. Но это - слишком обидное предположение, а покойник ведь не встанет, чтобы его опровергать.