Приближаются назначенные на 25 мая выборы. Но насколько Украина готова их сейчас провести в сложившихся условиях жёсткого противостояния востока и запада? Насколько хунта готова вспомнить о своей запланированной евроинтеграции и соблюсти все требования европейских же организаций - БДИПЧ ОБСЕ, Совета Европы, Венецианской комиссии - к избирательной процедуре?
Задавшись этими вопросами, я решила немного покопаться в выборном законодательстве жовто-блакитных и проверить, насколько готовящаяся процедура соответствует их собственному законодательству и международным стандартам. При анализе использованы Закон о выборах Президента Украины (далее: Закон)
http://www.cvk.gov.ua/metod/kultura/npa/) и Свод рекомендуемых норм для проведения выборов, разработанный парламентской Ассамблеей Совета Европы.
http://cvk.lv/pub/upload_file/Code_RUS.pdf 1. Об использовании русского языка в процедуре выборов
Начну с использования в Украине русского языка - наступлю хунте на любимую мозоль.
А) В соответствии с частью 5 статьи 72 Закона Украины «О выборах Президента Украины» избирательный бюллетень печатается только на государственном языке. Одноязычные бланки нарушают права избирателей с юго-востока, причём делается это в обход действующего законодательства. Как мы помним, Турчинов всё же отменил решение Рады о запрете официального использования русского языка.
Б) Кроме того, агитационные материалы кандидатов также выпускаются только на украинском, что, в свою очередь, нарушает права уже не только избирателей, но и самих кандидатов, представляющих регионы с превалирующим русскоязычным большинством. При этом 28 февраля 2014 года, в Закон было дополнительно включено новое положение о необходимости «равного и беспристрастного отношения средств массовой информации к кандидатам на должность Президента Украины».
В) То же самое касается информирования избирателей со стороны избирательных комиссий. Законом Украины его проведение на русском языке не предусмотрено. Однако статья 56-1 этого же закона гласит, что избирателям обеспечивается возможность доступа к разносторонней, объективной и беспристрастной информации. И это при том, что российское вещание на Украине в данный момент не осуществляется. Тем самым закон противоречит сам себе. Следовательно, права жителей юго-востока и здесь нарушены.
2. О контроле проведения выборов Правым сектором
В соответствии с Законом, на избирательном участке в день голосования имеют право присутствовать без разрешения или приглашения соответствующей избирательной комиссии только кандидаты на должность Президента Украины, их доверенные лица, а также наблюдатели от кандидатов, политических партий и общественных организаций (не более чем по 2 человека от партии, организации). В связи с тем, что лидер Правого сектора Дмитро Ярош является официально зарегистрированным кандидатом, то на каждом участке он имеет право выставить двух своих бойцов с автоматами. При этом в Законе не говорится о запрете присутствия на избирательных участках вооруженных людей. Таким образом, наблюдение бандеровцами за ходом выборов также будет вполне легитимным с точки зрения самого украинского законодательства.
3. О нарушении международных требований
Венецианская комиссия и БДИПЧ ОБСЕ в своем совместном заключении критиковали избирательное законодательство 2011 года о выборах народных депутатов Украины, значительная часть положений которого применяется и при проведении 25 мая 2014 года досрочных выборов Президента Украины. Были раскритикованы в частности:
- преференции, предоставляемые парламентским политическим партиям при формировании избирательных комиссий;
-отсутствие механизма независимого мониторинга финансирования избирательных кампаний, а также эффективных санкций за нарушение порядка финансирования;
- максимальное количество избирателей на участке на уровне 2,5 тысячи человек (что, с точки зрения Венецианской комиссии и БДИПЧ ОБСЕ, является слишком большой цифрой);
Кроме того, избирательные округа в соответствии со Сводом рекомендуемых норм при проведении выборов Совета Европы должны быть образованы с примерно равной численностью избирателей. Допустимо отклонение в 10%, в исключительных случаях 15%. Украинцы значительно превысили не только количество избирателей на одном участке, но и численный разброс по участкам: в западных областях она варьируется от 671 до 1974 -х человек, в восточных - от 833 до 1489. Интересно, потребуют ли наблюдатели ОБСЕ от Верховной Рады устранить данное нарушение?
4. Особенные «фишки» избирательного Закона Украины
Но самый цимус в том, что проведение президентских выборов Рада может назначать хоть каждый месяц. Захочет, так и вообще сделает народной забавой, и каждый раз как у депутатов будет плохое настроение, будет забавляться избранием нового президента. А главное, всё это будет в рамках закона. В настоящее время на основе законодательных поправок в части 3 статьи 15 Закона Украины от 1999 года «О выборах Президента Украины» сказано, что «внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Рады Украины», при этом каких-либо оснований для такого постановления не закреплено. Если левой пятке Турчинова или того, кто займёт его место, захочется провести внеочередные выборы в июне 2014 года, то он вполне легитимно может это сделать.
Кроме того, Рада по желанию может даже «подгонять» результаты выборов и опять-таки делать это в соответствии с законом. В случае если голосование на всех участках избирательного округа в день голосования не было организовано и проведено в соответствии со статьями 76 и 77 Закона, окружная избирательная комиссия устанавливает, что голосование в пределах соответствующего избирательного округа не состоялось». Указанные избирательные участки и избирательные округа из подсчета голосов избирателей механически исключаются, а Президент будет признан избранным на основании голосов, полученных на участках, где голосование признано состоявшимся (даже если это один избирательный участок в Ровенской области, например).
Надеяться на то, что Рада не прибегнет к этому, конечно, можно. Однако воспоминания о достигнутых ею в феврале договорённостях с Януковичем и дальнейшем отказе их выполнять внушают мало надежды на то, что при проведении выборов правительство Турчинова сделает прицел на честность. Тем более, что подобный выборный беспредел прописан законодательно.