Приспичило пересмотреть Кин-дза-дзу. И вот тут, через 25 уже лет, до меня дошло, о чем, собственно говоря, этот фильм. ... интересно смотреть эти предперестроечные фильмы. Тогда было непонятно, воспринималось как сатира на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги - "и так всем все ясно", раз плохое, значит, про СССР.
А фильм на самом деле пророческий (если не сказать установочный) получился. Ключевая фраза там - фраза пацака Би: "Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели".
Дядя Вова и Гедеван в то время казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства.
Сейчас же понимаю, что они - как пришельцы из светлого будущего. Даже не верится, что такие люди бывают. Открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их "делать ку", вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно. Страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает - но тем не менее не бросает в беде Би с Уэфом, которые не раз жестоко кидали землян, вплоть до их вероятного физического уничтожения.
Попробуйте рассказать сегодняшним молодым людям о студенте из Батуми, учащимся бесплатно музыке в Иваново, которому доверили чужую скрипку ценой в 1000 руб. (сегодняшняя цена не ниже 10 000 000 руб.)! Мало того, двадцатилетний парень откликнулся на призыв о помощи зачуханного бомжа и ему в этом помог незнакомый инженер!!
Совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; "оголтелый расизм" плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья - старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки - тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО!
То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди - просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени. Средние, не лучшие и не худшие.
Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво - то есть явно не случайно - повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни - про дифференциацию штанов. Это важно!
Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.
Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться - именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем! И разве мы не слышали - "у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель"?
И у нас появилась "цветовая дифференциация штанов". Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то "кланяться" - было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно - те, кому следует кланяться, "у кого много чатлов" - стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками... Общество обрело цель - приобретать и приумножать чатлы.
Заодно постепенно исчезли и другие признаки "дикарства" - интернационализм, дружба, благородство, честь... А обязанность общества заботиться о каждом своём члене заменили благотворительными марафонами - отправь смс за 80 руб. и почувствуй себя благодетелем. Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе, как бы его не звали, тоже появился.
Теперь самое интересное - насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза. В то время всё это убожество воспринималось как пародия на "наше убожество". Ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы... Но в этой версии "сатиры на нашу действительность" чего-то не хватало. Сейчас я понимаю, чего.
Реально цивилизация Кин-Дза-Дза - вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество. Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком - в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду. Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку - и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней - 90 чатлов. Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0. Но кому это надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: "они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться". Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина - игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра - на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.
Это идеально развитый, утопический капитализм - он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели - например, Нил Стивенсон в "Алмазном веке" - безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности.
Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными. Но зачем им это нужно? Их смысл жизни - борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея - "чтобы мне все кланялись". Их общество не "дикарское", оно имеет цель и смысл!
Счастливые семейными заботами и учёбой в музыкальном училище жители СССР вглядываются в человека-собаку и мужчину в женском белье...
А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить... В светлый, оказывается - а мы и не знали этого, но все познается в сравнении - прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать. Ку.
Вчера показывали мультфильм "Кин-дза-дза". Какое отношение имеют герои фильма к своему мультяшному перевоплощению? Никакого. Как, впрочем, и Данелия. СССР ушёл, а вместе с ним и его мастерство. Оказалось, что, без реально претворённого в жизнь понятия "человек человеку - друг, товарищ и брат", попытки его симуляции в художественном произведении ущербны. Ущербны, но всё же подвластны единицам - таким как Сервантес или Лев Толстой. В своих художественных произведениях они вдохнули жизнь в свою мечту. Мы в ней жили. Ныне она уничтожена.
А это пришельцы с планеты Плюк в декабре 1942 г.
Оригинал взят у
blau_kraehe в
Кин-дза-дза и дивный новый мир