Фёдор Петрович Морозов,участник Великой Отечественной войны,крестьянин из деревни Караваево на берегу Волги
- Я в атаки не часто ходил,всё больше по тылам,- сказал мне дед Фёдор на мои вопросы про войну.
- А что же так? - поинтересовался я.
- Так я в в трофейной команде всю войну прошел.
- И чем занимались?
- Металлолом собирали,как нынешние пионеры,и на переплавку,- засмеялся дед Фёдор.
- Шутите?!
- Да какие уж тут шутки,если на каждом поле боя столько металла покорёженного валялось без дела.И всё собрать надо - оружие,боеприпасы,обмундирование...Это опасная,но всё же чистая работа,а вот собирать трупы и хоронить,я тебе скажу не радостное занятие.
Пришлось и в похоронных командах побывать - и немцев, и своих хоронить.Эх,Вовка,такого навидался,что не приведи Господи...Мы хоть и в тылу,а по минному полю ходили...По мёртвому мясу,по лужам крови.- Дед Фёдор ладонями протёр глаза,на которые навернулись скупые слёзы.Потом посмотрел в сторону Волги и подвёл черту. - Этого всё лучше не знать вам!
То был единственный разговор за войну,которую прошел дед Фёдор.И больше мы к этой теме никогда не возвращались.
В пучежской семье Фёдора Петровича до сих пор хранят две военные награды -
орден Отечественной войны 1 степени и медаль "За боевые заслуги" под номером 2426338, правда, разыскать на сайте Минобороны РФ про эту награду пока не удалось.
Внучка Ольга Балясникова вспоминает,когда спрашивали про войну, то дедушка начинал плакать. Был под Ленинградом, хорошо помнит блокаду, голод, что дети умирали и что ели человечье мясо...Но говорить об этом не любил, сразу в слезы. На войне он обморозил ногу, лежал долго в госпитале, хотели ампутировать, но до этого не дошло, врачи спасли. Запомнился рассказ про бой, в котором выжили только трое бойцов из их отделения, он в том числе. На поле чудом сохранились стога сена, бойцы умудрились спрятаться в них, мимо проходили немецкие танки,но солдат не заметили, пронесло. Но потом Фёдора Петровича и других обвинили в дезертирстве, пришлось долго доказывали свою невиновность.
Внучка Ирина с дедом Фёдором на каникулах в деревне Караваево
В деревню Караваево, Пучежского района я приезжал с женой и дочерьми несколько лет подряд. Здесь было родовое гнездо моей тёщи Антонины Ивановны Масленниковой,в девичестве Морозова. Дед Фёдор не был ей родным отцом.Здесь я и узнал,что родной отец Иван работал капитаном на Волге, а в одну из летних навигаций пропал без вести. Предполагали - утонул.Между тем поговаривали,что он жив,якобы его видели односельчане,но факт не подтвердился,так и остался вбитым накрепко слухом в семейную память,о чем мне тоже поведали.
Февраль,1957 года.Младшая дочка Морозовых Алефтина Фёдоровна Балясникова в 18 лет.Она всю жизнь проработала в Пучеже медицинской сестрой
Капитолина Петровна Морозова в молодые годы. И со старшей дочкой Антониной
Сам дед Фёдор несмотря на преклонные годы был еще силён - занимался скотиной,косил на зиму сено ( мою попытку помочь с этим делом быстро со смехом отставил - косарь из меня явно показался крестьянину неважным), огородничал. Хотя всю жизнь проработал в местном колхозе,но не изработался - на восьмом десятке оставался крепок. Был словоохотлив и смешлив,знал немало деревенских баек,которыми и потчевал сибирского городского гостя.Но никогда не опускался до сквернословия. Был горяч - случались при нас семейные ссоры между супругами.Как вспыхивали,так быстро и затухали. Домашним хозяйством занималась и баба Капа.Я теперь сожалею,что не расспросил деда Фёдора побольше о войне,не записал его рассказа по живому слову.
Дед Фёдор с односельчанином.Таким я его и запомнил
Так и канула их долгая жизнь на Волге в небытие,только фотографии из нашего семейного альбома напоминают об этой ветви семьи,которая пустила корни по Руси - и в Пучеже, и в Москве, и в Братске.Схоронили супругов в одной могиле на сельском кладбище.Недавно дочки с внуками побывали на могиле,поклонились их праху...Да забрали из старого бревенчатого дома в Караваево,который уже не пригоден для жизни,но еще сопротивляется разрушению времени, семейные фотографии...Московская правнучка Валерия Ларионова начала собирать хронику семьи,выстраивая родовое древо для будущей истории...
Последнее пристанище на русской земле волжских крестьян Фёдора Петровича и Капитолины Петровны Морозовых из деревни Караваево
Внуки побывали этим летом в Караваево и набирали воду малой родины из деревенского колодца - живая!
Старый дом Морозовых в Караваево. Здесь уже никто не живёт.Остались только семейные фотографии на стенах, самые главные Валерия забрала себе в альбом
Фото на память с роднёй по линии Морозовых - все они живут в городке Пучеж
Фото Фёдора Петровича Морозова в пантеоне памяти школы №18 Братска,где учится праправнук солдата сибиряк Фёдор Монахов