Оригинал взят у
shatff в
В этот день… 3 марта - 2 3 марта (по н. ст.) 1613 года Земский собор избрал на трон Михаила Романова. (По другим сведениям, это произошло раньше - а третьего было «оглашено»… так или иначе - юный государь, пребывавший тогда в Костроме, получит известие примерно через три недели; да и то - благодаря небезызвестному Ивану Сусанину, о котором мы, при случае, поговорим подробней…)
…Так воцарилась новая династия - по прошествии четырёх столетий, нам проще всего было бы повторить вслед за уважаемым историком: «Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной…», но - почему именно этот шестнадцатилетний молодой человек?.. Да и когда успел народ прознать про «род Романовых», и полюбить его, если первым эту фамилию начал носить отец Михаила? Впрочем, по порядку.
Принято считать, что предок будущего царя, Андрей Кобыла, прибыл в Москву в XIV веке - то ли из Литвы, то ли из Новгорода… неважно, поскольку больше о нём ничего не известно. Его сын, Фёдор Кошка, стал боярином и казначеем при князе Василии, сыне Дмитрия Донского. (Если Вы спросите, что это за клички такие, ответим - такие были времена! Фамилии на Руси, при своём появлении, образовывались от дедовских имён - знать начала ими обзаводиться веке в XV, а простой люд обходился прозвищами аж до середины XIX).
Потому, пропустим несколько поколений… внук Фёдора Кошки, Захарий, и один из его сыновей, Юрий, положили начало роду Захарьиных-Юрьевых - и, в конце концов, его представительница, Анастасия, стала первой женой Иоанна IV, известного нам, как Иван Грозный… (Это важный момент - поскольку именно так будущие Романовы породнились с Рюриковичами). Племянник царицы Анастасии, Фёдор Никитич - первый Романов - пострадал при Борисе Годунове… существуют разные версии: не то боярина оговорили, не то он и впрямь затевал мятеж (как мы помним, «выкликнутый на царство» Борис был не вполне легитимен) - так или иначе, отца родоначальника династии постригли в монахи, и сослали в монастырь вблизи Архангельска - так Фёдор Романов стал Филаретом. (Его жена, будущая «великая государыня» инокиня Марфа тоже окажется в ссылке на берегах Онежского озера - а Михаила заберёт тётка).
Годунов умрёт, придёт Лжедмитрий - и всё семейство, по неясным причинам, будет немедленно реабилитировано. Вскоре свергают Лжедмитрия - и новый избранный царь, Василий Шуйский, отправляет Филарета митрополитом в Ростов. (Специалисты спорят, было ли это повышением или относительно почётной ссылкой). Однако, смута продолжается - и митрополит оказывается «в плену» у Лжедмитрия II… почему в кавычках? Потому что «тушинский вор» немедленно провозглашает Филарета патриархом… надо сказать, в этом качестве он и продолжит свою деятельность - при наличии здравствующего пока ещё Патриарха Московского Гермогена (которого позже в заточении заморят голодом незадолго до подхода Минина с Пожарским).
…Далее каким-то образом «отполонённый» у тушинцев Филарет появляется в Москве, участвует в свержении Шуйского - и, в качестве одного из послов, выезжает на переговоры с польским Сигизмундом. (Как мы помним, в тот момент пресловутая семибоярщина успела присягнуть королевичу Владиславу). Но у сторон возникли разногласия… тут Филарета снова пленят - на этот раз поляки - и он протомится в усадьбе канцлера Сапеги аж до 1619 года… (Есть мнение, что пресловутое Деулинское перемирие 1618-го- по которому Речь Посполитая оставит за собой огромные русские территории - было завуалированным выкупом за отца юного царя - впрочем, в его отсутствии, вполне справлялась мать, инокиня Марфа)…
…Казалось бы, мы отвлеклись - но на самом деле, речь о том, что на момент избрания Михаил Романов выглядел далеко не очевидной - и уж отнюдь не лучшей кандидатурой! В конце концов, чем не подошёл выборщикам князь и природный Рюрикович Пожарский?.. (Заметим - недавно обретшие фамилию Романовы были всего лишь боярами).
PS: Вряд ли мы точно узнаем, что именно происходило в течение этих, без малого, двух месяцев среди двух тысяч делегатов- версий множество! По одной из них, поначалу председательствовавший на соборе Пожарский по каким-то ему известным причинам продвигал отнюдь не себя - а шведского принца Карла Филиппа - и едва не преуспел! - но тот задержался в пути…
…По другой - решение у выборщиков буквально вырвали казаки, вдруг возжелавшие никому неизвестного Михаила. (Тут можно бы вспомнить, что эти вояки успели побывать во всех противоборствующих лагерях - причём изрядная их часть - в Тушино, где патриаршествовал Филарет). Наконец, бытует высказывание, приписываемое тому или иному боярину: «Выберем Мишу Романова - он молод, ещё незрел умом, и нам с ним будет повадно». Так или иначе - Собор примет решение… правда, по мнению иных специалистов, до наших дней не дошло ни одного оригинального документа… всё кем-то и зачем-то было переписано!..