Сразу надо сказать, что у меня как-то не складываются отношения с современной архитектурой. При этом я очень люблю эстетику чистых ровных плоскостей, цветных кубов, сочетания фактур и прочие прекрасные вещи. Но воплощенный мир супрематических идей совсем не так прекрасен, как его двумерный источник. Это важная для архитектуры штука - несовпадение образа и реальности. Переход из двумерного даже не в трехмерное, но в жизненное (в том числе со шкалой времени) пространство происходит совсем не просто. Как можно любоваться на фотографию прекрасно сложенного человека, а в при встрече обнаружить, что он тебе не кажется красивым - то, как он себя ведет, как улыбается и говорит - тоже накладывает свой отпечаток. Но на картинке этого не видно.
Я почти уверена, что дело в очеловечивании. Какой-нибудь безвкусный, увешанный рюшечками доходный домишко делается тебе знакомцем. Все эти его капительки, пилястрочки и филеночки, амурчики и завиточки соизмеримы с тобой. Огромное здание, разделенное на детали, поддается присвоению. Прекрасная чистая плоскость восхищает, но присвоению не поддается. Ты можешь оценить, но не можешь полюбить. Ты остаешься чужим в этих пространствах, а пространство остается чужим для тебя. И если какой-то из отличных архитектурных объектов, который мы видели, будет снесен или перестроен, я не испытаю ни огорчения, ни чувства протеста. Как набившее оскомину сравнение с икеевской мебелью (которую я нежно люблю!) - и красиво, и удобно, но будет выброшено без сожаления, когда придет срок. Кажется, что вместе с лаком эти вещи покрыты специальным раствором, непроницаемым для сердечных чувств и памятных ассоциаций.
Тем не менее, смотреть все это очень интересно, а мы были (спасибо Вадиму Бассу, составившему программу) в таких нетуристических местах, что не выложить фотографии было бы неправильно. Формат автобусной экскурсии подразумевает десять минут на все про все, поэтому свои криворукие фотографии я разбавила найденными в сети.
Сначала будут школы. Все объекты - призеры разных архитектурных конкурсов, как финских, так и мировых.
SAKARINMÄKI SCHOOL AND CIVIC CENTER.
2005 год постройки. Получила всякие призы, которые перечислены на
сайте архитектурного бюро. Наверное, лучшая из четырех школ, которые мы видели. В том числе и потому, что самая невысокая.
Солнечные батареи.
Зимнее фото
отсюда.
На
сайте проектировщиков есть еще фотографии.
Точка на карте HIIDENKIVI SCHOOL
Тот случай, когда реальность значительно отличается от ожиданий. Год постройки 2004.
Фото
отсюда.
То, что увидели мы:
Зато вокруг красиво. Впрочем, там везде так.
Точка на карте KIRKKOJÄRVI COMPREHENSIVE SCHOOL
2010 год. Очень качественный проект.
Тем не менее, кирпичные стены, даже с такой разнообразной кладкой, кажутся мне тяжелыми и угнетающими.
Красивые фотографии можно посмотреть на сайте
архитектурного бюро.
Эта фотография взята
отсюда
Эта фотография взята
отсюда
Шрифты очень красивые везде. И правильная идея писать название здания на фасаде, а не на маленькой табличке у входа.
Такие ступеньки вместо бетонных.
Это место почему-то напомнило кадры из фильмов про американские тюрьмы.
Вокруг красиво:
Точка на карте OPINMÄKI SCHOOL
Это совсем новая школа - 2015 года. Честно скажу - окружающая застройка, а также детская площадка произвели на меня гораздо большее впечатление.
Район еще строится:
Эта фотография взята
отсюда Ну вот опять эти огромные кирпичные плоскости.
Площадки я постеснялась нормально фотографировать: там было много детей, как-то неловко.
Домики симпатичные.
Точка на карте Школы всё. Будут еще церкви (к ним, кстати, все сказанное в начале поста относится в меньшей степени) и новый район в Хельсинки.
Экскурсия по современной финской архитектуре. Часть 2 Экскурсия по современной финской архитектуре. Часть 3