В ходе написания отчётов о нашем путешествии на оз. Байкал в 2016г на самолётах-амфибиях LA-8C-RS мои друзья засыпали меня вопросами о самолётах. Зачастую, начиналось всё с вопроса «сколько жрёт, сколько прёт? ;-)», или «сколько стоит такой корабль?», а дальше следовало «Расскажи поподробнее про этот самолёт».
Попробую данным постом рассказать про этот самолёт.
НПО «АЭРОВОЛГА» - разработчик LA-8
LA-8и его модификации производит научно-производственное объединение«АЭРОВОЛГА», расположенное в г.Самара. НПО «АЭРОВОЛГА» образовано в 2002г.
Руководитель: Алафинов Сергей Вячеславович.
Главный контруктор: Суслаков Дмитрий Юрьевич.
Первый самолёт LA-8 сошёл со стапелей в 2004г. На сегодняшний день в России это самая большая амфибия, построенная в частном конструкторском бюро. С 2011г LA-8 запущена в серийное производство. Уровень производства НПО «АЭРОВОЛГА» по системе качества сравним с современным заводом. И именно такой подход к производству вызывает во мне глубокое уважение и восхищение. Предприятие имеет действующую Лицензию на осуществление разработки авиационной техники.
Святая-святых - КБ
Производство
Выклейка лонжерона крыла
Но давайте перейдём к самолёту LA-8, а именно к его модернизированной версии LA-8C-RS.
Эта модель начала выпускаться с 2013г и имеет увеличенную дальность. Именно на этой модели готовится кругосветный перелёт.
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ LA-8C-RS
СКОРОСТИ
Скорость сваливания с выпущенными закрылками 30°, малый газ...... 60 KIAS
Скорость сваливания с убранными закрылками, малый газ............ 74 KIAS
Крейсерская скорость при 85% мощности на высоте 7000 Ft......... 125 KTAS
Максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря..... 137 KIAS
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная скороподъемность у Земли............ 720 ft/min
Практический потолок.......................... 14 800 ft
Длина разбега................................... 1280 ft (390 m)
Взлетная дистанция до высоты 50 ft.............. 1805 ft (550 m)
Длина пробега.................................... 820 ft (250 м)
Посадочная дистанция с высоты 50 ft.............. 1480 ft (450 м)
Максимальная дальность полета при 70% мощности двигателя на высоте 8000 ft.....1700 nm
Максимальная продолжительность полета на высоте1000 ft...... 20 час
МАССА:
Рулежная.......................................2750 кг
Взлетная...................................... 2720 кг
Посадочная.................................... 2720 кг
Стандартная масса пустого самолета*........... 1830 кг
Максимальная полезная нагрузка................. 920 кг
Демонстрированная перегрузка 5% от MTOW
ПЛОЩАДИ И НАГРУЗКИ:
Площадь крыла................................... 22,5 м2
Размах крыла.................................... 15 м
Удлинение крыла................................. 10
Максимальная удельная нагрузка на крыло........ 122,2 кг/м2
Удельная нагрузка на мощность.................... 5,79 кг/л.с.
ОГРАНИЧЕНИЯ
СКОРОСТИ
(VNE) Максимально допустимая скорость. Не превышайте данную скорость ни при каких обстоятельствах.....150 KIAS
(VNO) Максимальная конструктивная крейсерская скорость. Превышение данной скорости допускается только в спокойном
воздушном потоке и с особой осторожностью.............................................................135 KIAS
(VA) Скорость маневрирования. Не перемещайте органы управления до упора или резкими движениями при скорости выше
указанной............................................................................................ 125* KIAS
(VF1) Максимальная скорость с закрылками, выпущенными до 10° включительно ............................125 KIAS
(VF) Максимальная скорость с закрылками, выпущенными более, чем на 10°...............................100 KIAS
(VLE) Максимальная скорость полета с выпущенными шасси............................................... 115 KIAS
(VLO) Максимальная скорость уборки или выпуска шасси................................................. 110 KIAS
(VS1) Скорость сваливания с убранными закрылками и неработающими двигателями......................... 74** KIAS
(VS0) Скорость сваливания с закрылками, выпущенными 30° и неработающими двигателями................... 60** KIAS
(VY) Скорость набора высоты с максимальной скороподъемностью, или оптимальная скорость при полете с одним отказавшим
двигателем, или оптимальная скорость планирования при отказе всех двигателей, с убранными закрылками ..93 KIAS
(Vx) Скорость при наивыгоднейшем угле набора высоты ..................................................100 KIAS
ПЕРЕГРУЗКИ
Максимальная эксплуатационная перегрузка с убранными закрылками..........+3,8
Максимальная эксплуатационная перегрузка с выпущенными закрылками .......+2,0
Минимальная продолжительная эксплуатационная перегрузка .................+0,5
Минимальная кратковременная эксплуатационная перегрузка, не более 10с....-1,52
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ВОДЕ
Минимальная глубина водоема......................................... 1,5 м
Высота ветровой волны, не более..................................... 0,6 м
Высота накатной волны или зыби, не более............................ 0,4 м
Максимальная скорость уборки-выпуска шасси на воде...................2 узла
Максимальная скорость хода с выпущенными шасси...................... 4 узла
Максимальная скорость причаливания.................................. 2 узла
Максимальная скорость хода в водоизмещающем режиме.................. 6 узлов
Объем топливных баков всего (внутренние и внешние)............... 1420 литров
Максимальное количество людей на борту, включая лётный экипаж ...... 8 человек.
Размещение лётного экипажа и пассажиров допускается только на штатных сиденьях.
Максимальная масса одного пассажира .............................. 110 кг.
ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина разбега и взлётная дистанция при взлёте с земли
Масса ВС........... 2720 кг
Высота препятствия... 50 футов
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСХОДА ТОПЛИВА
Расчетные расходы топлива по этапам полета:
Набор высоты, ТАS 100 узлов, 2700 RPM, компрессоры включены ........ 100 л /ч
Крейсерский полет (1), TAS 115 узлов, 2600 RPM @ 25 in/Hg ........... 90 л / ч
Крейсерский полет (2), TAS 105 узлов, 2400 RPM @ 24 in/Hg ........... 70 л / ч
Крейсерский полет (1), TAS 100 узлов, 2300 RPM @ 23 in/Hg............ 60 л / ч
Снижение, TAS 115÷125 узлов ......................................... 60 л / ч
Данные приведены для стандартных условий , высота до 1500 футов , можно принять TAS и IAS условно равными.
МОДИФИКАЦИИ LA-8
LA-8C, базовый вариант с двигателями LOM PRAHA М-337С-AV-001, 235л.с. каждый
LA-8L, базовый вариант с двигателями LYCOMING-O-540D4A5 (260 л.с.) каждый
LA-8L-RS, с увеличенной дальностью и просторным салоном, двигатели LYCOMING
LA-8C-RS, с увеличенной дальностью и просторным салоном, двигатели LOM PRAHA (в серии не будет , только спец заказ)
LA-8H, гидросамолёт (без шасси), возможна установка лыж , на базе планера С
LA-8 T с турбовинтовыми СУ , на базе TP-100 .,на базе планера RS с модификациями .
Прорабатывается санитарный вариант
КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА
Самолет-амфибия LA-8C-RS представляет собой цельнокомпозитный высокоплан с негерметичной кабиной. В кабине могут быть размещены до 8 посадочных мест, включая пилотов. Самолет выполнен по схеме летающей лодки, нижняя часть фюзеляжа представляет собой днищевое образование с двумя поперечными реданами и плоскокилеватыми обводами.
Крыло самолета однолонжеронное, с неразъёмным лонжероном, шарнирно закреплённым на силовом шпангоуте фюзеляжа. Пояса лонжерона выполнены из углепластика, остальная конструкция - из стеклопластика. Задние стенки крыла шарнирно крепятся к фюзеляжу. На крыле размещены 4 узла для подъема самолета краном. В баках-отсеках крыла размещается весь запас топлива. На крыле размещены силовые установки и поплавки поперечной остойчивости.
Оперение крестообразное, с верхним расположением стабилизатора. Руль высоты и триммеры руля высоты имеют тканевую обшивку, от лонжерона до задней кромки. Все остальные части стабилизатора, руля высоты и руля направления изготовлены из стеклопластиков.
ДВИГАТЕЛЬ
Количество двигателей ....2
Производитель двигателя LOM Praha s.p., Чешская Республика
Модель двигателя.... M 337C-AV01
Тип двигателя поршневой, рядный, перевёрнутый, шестицилиндровый, воздушного охлаждения, с двухскоростным нагнетателем, с распределенным впрыском топлива, рабочий объем 6 л.
Мощность
− взлётная 235 л.с. при 2800 мин-1 (об/мин)
− максимальная продолжительная 210 л.с. при 2700 мин-1 (об/мин)
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ
Производитель винта: MT Propeller, Gmbh, Германия
Модель винта MTV-12-D-C-F-R (M)/ CFRL-190/53
Тип винта постоянных оборотов, с гидравлическим управлением,
флюгируемый, реверсивный, с нулевой тягой*
Количество лопастей... 3
Диаметр винта:...... 190 см
Модель регулятора P-981-35D
ШАССИ
Самолет оснащён трёхопорным шасси с носовой опорой. Все стойки убираются в корпус
поворотом вперед, в герметичные ниши, и закрываются створками. Уборка и выпуск
шасси производится гидравлической системой.
Система уборки и выпуска шасси оборудована блокировкой, которая не позволяет
выполнить уборку шасси при скорости менее, чем 50 узлов. Для операций с шасси на
плаву, или при проверках, необходимо включить разблокировку.
Для аварийного выпуска шасси используется ручной привод открытия замков убранного
положения, рукоятка которого расположена в кабине, снизу приборной панели. После
освобождения замков стойки выпускаются под собственным весом. Установка стоек на
замки выпущенного положения происходит под действием набегающего потока.
Положение стоек контролируется: по индикаторам на панели сигнализации шасси и
визуально, по зеркалам на поплавках.
Закрылки
Самолет оборудован щелевыми двухсекционными закрылками. Привод закрылков - электромеханический, со следящей системой.
Топливная система
Топливная система разделяется на две идентичные подсистемы (группы) правого и левого двигателя, соединенные линиями перекрёстного питания.
Топливо размещается в бак-отсеках крыла: внешнем баке, номинальной емкостью 400 литров, и внутреннем баке, номинальной емкостью 300 литров. При этом основным баком является внутренний бак. В каждом бак-отсеке, в корневых частях, выделены расходные отсеки, сообщающиеся с основными отсеками через пластинчатые клапаны. При эволюциях самолета топливо поступает в расходные отсеки, где задерживается от обратного перетекания клапанами.
Светотехническое оборудование
Система обогрева и вентиляции.
Система отопления обеспечивает обогрев кабины, обдув лобовых стекол и снижение влажности внутри салона. При относительной влажности воздуха 80 % и выше следует применять обогрев лобовых стекл для предотвращения их запотевания. Циркуляция воздуха в кабине обеспечивается оттоком воздуха через отверстия в верхней части окантовки входного люка и полость киля.
Система вентиляции обеспечивает подачу наружного воздуха к каждому креслу с верхней части кабины.
КАБИНА САМОЛЕТА, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ
Пилотажно-навигационное оборудование
Состав системы
В состав комплекта пилотажно-навигационного оборудования самолета LA-8С-RS входит:
− два пилотажных комплекса Garmin G500;
− комплекс радионавигационный Garmin GTN-650 ( дублирован )
− аудиопанель Garmin GMA-350;
− ответчик Garmin GTX-328;
− автопилот LA-8CR;
− радиовысотомер Free Flight RA-4500;
− Блок резервных приборов MD
− Метеорадар , грозоотметчик , TIS , TAWS , ADS-B in&out , ADF , DME - опционально.
Комплекс пилотажный Garmin G500
Комплекс представляет собой комплект оборудования, предназначенный заменить традиционный набор пилотажных приборов. Система отображает основные полетные данные, навигационную информацию (с бортового навигационного прибора) и интерактивную карту на сдвоенном цветном мониторе.
Комплекс радионавигационный Garmin GTN 650
Прибор представляет собой устройство, выполняющее функцию основного GPS приемника, навигационного прибора и основной приемно-передающей УКВ радиостанции. Навигационная информация отображается как на встроенном сенсорном экране, так и передается через
интерфейсную шину ARINC 429 на пилотажные комплексы Garmin G500, где отображается на многофункциональном дисплее. Аудиосигнал с радиостанции коммутируется на бортовые гарнитурные посты аудиопанелью Garmin GMA 340.
Метеорадар
Аудиопанель GMA 350
Прибор представляет собой устройство, выполняющее функцию интеркома, коммутации основной и резервной УКВ радиостанций и приемника сигнала
маркерных маяков. Прибор располагается в стойке авионики на центральной приборной панели.
Основные характеристики аудиопанели:
Возможность подключения стереофонических гарнитур пилота, второго пилота и четырех пассажиров.
Возможность изоляции экипажа от пассажиров.
Возможность изоляции пилота.
Автоматический шумоподавитель с ручным отключением.
Ответчик GTX 328
Прибор представляет собой устройство,выполняющее функцию двусторонней связи с наземными станциями.
Монитор двигателей JPI EDM-960
Прибор представляет собой устройство, предназначенное для индикации текущих значений параметров обоих двигателей, а также информацию о токе заряда/разряда аккумуляторной батареи и напряжении бортовой сети.
Комплект резервных пилотажных приборов
Радиодальномер KN62
Прибор представляет собой устройство, определяющее расстояние до наземной станции DME.
Автопилот
Трёхосевой автопилот , с демпфером рысканья . Получает информацию от собственной AHRS, и навигацию по маршруту от GTN -650.
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Скорость kt, узлы = морские мили в час, 1 kt = 1,852 км/час ≈ 0,5 м/с
Высота полета ft, футы, 1 фут = 0,305 м,
Расстояние nm, морские мили, 1 nm = 1,852 км
Вертикальная скорость ft/min, футы в минуту, 100 ft/min = 0,5 м/с
Масса кг, килограммы, 1 фунт (lb) = 0,454 кг, 1 кг = 2,2 фунта
Давление атмосферное mb, миллибары, 1 mb=1 ГПа, 760 мм.Hg = 1013,2 mb
Давление наддува in.Hg, дюймы ртутного столба, 29,92 in.Hg = 760 мм.Hg
Давление топлива, масла PSI, фунт-сила на квадратный дюйм, 1 PSI = 0.07 кг/см2
Давление газов и жидкости кг/см2, 1 кг/см2 = 14,2 PSI
Температура °С, градусы Цельсия
Объем литры, 1 галлон США = 3,75 литра
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Мне удалось осуществить дальнее путешествие на LA-8 (Самара-Иркутск-Самара), а также одним днём слетать по маршруту Самара-Москва-Самара. И я хочу сказать, что La-8 очень комфортабельный самолёт. Его оснащение и характеристики вызывают восхищение.
Этот самолёт можно смело рекомендовать на дальние путешествия (более 1000 км), когда нужна продолжительная автономность и комфорт. Очень многое автоматизировано. Автопилот позволяет не хвататься за штурвал в турбулентность, а в спокойной атмосфере он вообще отдыхает, самолет сам держит курс и высоту. И, например откачка воды из под подпольного пространства - тоже очень хорошая функция. А реверс, позволяющий не только сократить дистанцию пробега, но и выполнять руление задним ходом, ещё больше расширяет возможности.
В самолёте, прям в полёте, можно вполне комфортно спать одному члену экипажа.
Также высота кабины позволяет свободно передвигаться по салону. И брать с собой практически не ограниченное по объему количество багажа, лишь бы из 3 тонн максимально взлётной массы не вылезать.