Доступно всемДрузьяТолько яНастройки пользователяГОУ Гимназия № 1514 (Школа № 52)Район МоскваВернуться назад
Заканчиваем разговор о "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" в 5-м классе. Остановимся на "Спящей красавице" на один урок, чтобы сравнить сюжетообразующие факторы и - к "Снежной королеве". Спасибо Жене Абелюк и Зое Александровне Блюминой (светлая ей память) - за программу, рекомендации и варианты заданий, двадцать лет я по ней работаю и только счастье от этого.
Сегодня говорили о теме Дома.
Сначала нарисовали комфортный дом, обсудили, что это такое. Прежде всего удобный. Потом - что такое уютный. Выяснили, что комфортный и уютный - не одно и то же. Поняли, что надо решить уравнение.
Комфорт не равно уют
Комфорт (обсудили сначала) меньше, чем уют. Значит, можно составить уравнение:
уют=комфорт+Х
Х=?
А этот самый Х - это очаг, семья, близкие люди, общение, домашние животные, любовь, внимание...
Так-то вот.
А потом стали говорить про Дом у Пушкина в сказке. Решили, что домов два.
Ожидаемо, но здорово говорили (я всегда про себя молю,чтобы и понимали, что говорят), что дом у богатырей был неплохой:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
Но только Царевна принесла в этот дом тепло - недаром автор говорит:
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку.
И жизнь у них стала теплее: "А хозяюшкой она // В терему меж тем одна // Приберет и приготовит.//Им она не прекословит, //Не перечут ей они.//Так идут за днями дни".
Одна девочка сказала, что про дворец мы ничего не читаем, но там не может быть такой жизни,потому что там живёт Царица, которая сеет раздор и вражду вокруг, и все живут отдельной жизнью.
И рисовали. Очень, надо сказать, показательные рисунки. Где комфорт - там по линейке, или всё отдельно, или красок мало. Другое дело - уют - есть цетр, вокруг которого объединяются, красочно, человек появляется, а в комфортном доме его, как правило нет.
Ну, а в конце урока, чтобы закрепить, - три-четыре предложения, отвечающих на вопрос, что такое "тёплый дом" для Пушкина - автора сказки?