Это наша родина, ... (с), или Разговоры в путешествии

May 06, 2014 14:02




Близится 9 мая. Грустный, но ведь хороший праздник. Правда, в школьной практике (а уж в государственной - !!!) всё больше понимаемый как один из поводов для проведения патриотических мероприятий, входящий в систему воспитательной работы. Для меня всегда было самым трудным эту самую систему продумать и простроить. Всегда выходила хрень. Мёртвая потому что.
А иногда вдруг понимаешь: вот оно, явление просто живой жизни, но оно-то как раз и есть то самое, когда одно небольшое - часть огромного. Когда всё в системе. Было у меня в этот раз несколько.
Живём в спортшколе, условия для жизни абсолютно нормальные. Всё есть, но для большинства наших детей непривычное, в общем, звёзд даже не три. Возникают проблемы. Вот, например, сломалась дешёвая китайская ручка на двери в туалет, а она необходима: надо приподнять дверь для того того, чтобы задвижка попала туда, куда надо. Теперь дверь не закрывается, а туалет один на всех. Как же быть? Приходит привыкать останавливаться за два шага до и спрашивать, есть ли там кто-то. "Как они таким туалетом пользуются?" - в ответ: "А у многих вообще на улице..."
Прошу вынести мусор на улицу, даю ключ, который директор дал от мусорного бака. "Зачем его закрывать?" - "Если не будут закрывать - местные за день его заполнят, а так по месяцу наполняется". - "И что?" - "Так платить надо!" - "?!?!?!"
Завтракаем и обедаем в столовой и в кафе гостиницы "Кривитеск". - "А давайте всё время есть в кафе!" В последнем разговоре перед отъездом поднимаю эту тему. Не можем есть всё время в кафе, так как для нас финансовый вопрос - не последний. И вообще, заметили ли они, что вопрос этот - вопрос не качества еды и продуктов, а вопрос оформления стен, посуды, стиля одежды тех, кто нас принимает (не хочется говорить "обслуживает")? Егор добавляет: "И оформления еды на тарелке". Все согласны с тем, что в столовой еда - нормальная еда, свежая, вкусная. И там всегда, когда бы мы ни пришли, едят люди. - "А много ли местных жителей, дети, вы видели во время наших трапез в кафе? Чтобы они просто зашли пообедать или позавтракать?"
Получается, что и тут у нас такой эксперимент: попитаться, как питается большая часть людей.
Идём с детьми по городу, возникает из чего-то разговор: пойти - не пойти в армию, дети произносят слова об армии и государстве, может, и правильные, но НЕСВОИ, повторяют домашние, медийные разговоры. Приходится вмешаться, потому что абстрактный разговор подходит к выражению личностной позиции. И позиция эта - имею право на всё лучшее, долги? - что такое долги? кому я должен? Разговор - как по лезвию ножа. Стараюсь говорить слова нелживые (потому как с государством у меня свои счёты), но подталкивающие туда, где бы надо самому подумать. Не уверена, что получается попасть в десятку, но идут - спорят.
Не будет у нас общешкольных мероприятий на 9-мая: каникулы у нас, и некогда - к экзаменам готовимся. Но вот пришли мы в Краеведческом музее на второй этаж, где экспозиция войне посвящена. "А мало дней Торопец под немцами был". - "А ты хоть один проживи".
"А почему вы нам экспонаты в руки даёте подержать? Они неценные?" - "Ценные. Только много их очень вокруг в лесах".
Мы пять дней прожили без телевизора (у многих, правда, его и дома нет), не знали, что делается вокруг. Но вот опять - странные бывают сближения (с) - 2-го мая отец Георгий в музее св. Тихона говорил о том, что это был за человек. Видя, что трудно многим понять истинное значение, попросила его ещё раз сформулировать для них - сакцентировать. И он очень коротко сказал: что в тот момент, когда страна развалилась и всё рухнуло, кто-то должен был взять на себя труд духовного держания, стать стержнем... Выучат историю ХХ века и спросят, наверное: "А что же не...?" А пока слушали, в глаза смотрели, и дети даже невоцерковлённые воспринимали эти слова как слова про них. Многие эти слова запомнили.
А ещё ладонь, которую он держал, чтобы все поднимающиеся с узкой лестницы на колокольню не бились лбом о большой колокол.
Вот мы-то, взрослые, часто заборы вокруг них строим, чтобы не обидело ничто и никто, чтобы лишнего не увидели. А я теперь всё про эту ладонь думаю.
В последнем разговоре кто-то из детей говорит, что для него одним из важных впечатлений было увидеть, что в России есть другая жизнь. Не пафосно прозвучало, но то ли Россия, то ли страна - эти слова были произнесены. Я очень порадовалась тому, что понятие страны, где ты живёшь, стало расширяться.

это наша родина, дети, живая жизнь

Previous post Next post
Up