ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС

Mar 23, 2018 23:18


https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание

"СТРАТЕГИЯ - ЭТО ИСКУССТВО ОТКАЗА ОТ КАКИХ-ТО ВОЗМОЖНОСТЕЙ"

Наука и технологииВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИАлександр Механик«Эксперт» №7 (1063) 12 февраля 2018

О проблемах венчурного финансирования и сложностях, с которыми сталкивается реализация Национальной технологической инициативы, «Эксперту» рассказывает председатель правления Российской венчурной компании Александр Повалко.

http://json.tv/ict_video_watch/gaydarovskiy-forum-2018-aleksandr-povalko-rvk-natsionalnye-chempiony-dlya-realizatsii-prioritetnyh-proektov-nti--20180130022635

https://www.youtube.com/watch?v=4SPJHN4PDiI&list=PLsYrOgN2fxIAbjJlzez8VRuPBOst-9-tY

Российская венчурная компания (РВК) - один из основных институтов развития в России. Год назад в РВК поменялось руководство. А недавно была принята новая стратегия развития компании на 2017-2030 годы - во многом это было связано с тем, что правительство возложило на РВК функции проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). В частности, РВК отвечает за обеспечение проектного управления, реализацию дорожных карт и проектов НТИ, фактически заменив Агентство стратегических инициатив на этом поле.

РВК уже много лет проводит конкурс быстроразвивающихся компаний «ТехУспех», на основе которого Министерство экономического развития проводит отбор «национальных чемпионов» в рамках приоритетного проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров». Впервые эта процедура была проведена в 2016 году. В декабре 2017-го были подведены итоги второго отбора.



Мы встретились с генеральным директором, председателем правления Российской венчурной компании Александром Повалко, чтобы узнать, что значит быть проектным офисом НТИ, каковы в связи с этим перспективы венчурной программы РВК и в целом венчурного финансирования в России. Поскольку наша беседа проходила на полях Гайдаровского форума, где, в частности, обсуждались итоги отбора нацчемпионов - 2017, мы начали ее с вопроса:

- Одна из целей конкурсов «Национальные чемпионы» и «ТехУспех» - выращивание мировых чемпионов. Что уже сделано для этого? И что еще надо сделать государству и самому бизнесу?

- Когда в прошлом году мы общались с национальными чемпионами, мы с удивлением выяснили, что активная экспансия на мировые рынки - это задача, которую ставят перед собой очень немногие компании. То есть они не хотят становиться мировыми чемпионами.

Многим удобнее работать внутри страны. Скорее просят: «Дайте нам какие-то преференции внутри страны, мы здесь потренируемся, нарастим силу, массу, и тогда мы, конечно, всех порвем на внешнем рынке».

В чем-то эта стратегия верна, но они не должны забывать, что на этом пути они фатально теряют время. И на мировых рынках замещение их, возможно, передовой сегодня продукции происходит моментально. Чтобы выйти после этого на мировой рынок, им еще раз придется обновляться.

- За два года число национальных чемпионов достигло 62. Сколько всего, по вашей оценке, у нас потенциальных нацчемпионов? Ведь далеко не все возможные претенденты участвуют в конкурсах.

- По оценкам организаторов конкурса, за прошлый год и по отбору этого года в конкурсе «ТехУспех» участвовало пятнадцать-двадцать процентов от общего числа тех, кто может претендовать на чемпионство.

- А почему они не проявляют активности? Еще не раскачались или боятся высовываться?

- Во-первых, многим не очень понятно, что государство может им предложить. Консьерж-сервис - это прекрасно, но они не всегда понимают, что конкретно это может означать.

Во-вторых, действительно не всем нравится лишнее внимание. «Мы и так вполне себе успешная компания. У нас и так динамично развивающийся бизнес».

И в-третьих, участие в таком конкурсе, продвижение компании - это отвлечение ресурсов. Необходимость определённых организационных усилий.

Я думаю, что если мы добьёмся внятного ценностного предложения со стороны государства, понятного всему бизнесу, если мы его не только сформулируем, задекларируем, но и реализуем, то интерес к этим конкурсам резко повысится.

- Тем временем Китай за последние годы вырастил множество не просто мировых чемпионов....

- В Китае большой внутренний рынок и очень жёсткая вертикаль принятия решений. Если принимается решение вырастить, например, телекоммуникационную компанию, которая должна занять определённую долю мирового рынка, то это делается последовательно, без оглядки на соблюдение требований справедливой конкуренции.

Боюсь, что имея ёмкость внутреннего рынка, несопоставимую с китайской, ничего не получится из стремления одновременно соблюдать абстрактно рыночные подходы и выращивать глобальных чемпионов. В какой-то момент придётся делать изъятие из рыночных ограничений, для того чтобы наши компании могли завоёвывать глобальные позиции.

Есть и другая проблема, что и как нужно сделать, чтобы компании, завоевавшие глобальные позиции, оставались в российской юрисдикции. Именно это для меня главное. Потому что, когда компании выходят на внешний рынок и начинают работать по правилам большого рынка, к ним возникает интерес, к ним идут инвесторы. Компания завязывается на большой круг покупателей на внешнем рынке, которые предъявляют определённые требования. Например, оказывают предпочтение компаниям, вышедшим из российской юрисдикции. И компании уже не очень понятно, почему она должна платить налоги в России.

- А что на ваш взгляд, можно сделать, чтобы их удержать?

- У нас должна быть конкурентная юрисдикция. Налоги, защита собственности, таможня, качество жизни сотрудников. Мы ведь конкурируем со всем миром. Тем более если говорить о компаниях новой цифровой экономики, которые очень мобильны.

Наше государство движется в этом направлении. Довольно мощно заработала поддержка экспорта. Приняты решения о поддержке IT-компаний с точки зрения налогов на зарплаты. Есть зоны с индивидуальным регулированием, начиная со Сколково и заканчивая территориями опережающего развития. Но, конечно, всё время это балансируется какими-то мерами по защите интересов государства.

Для компаний вопрос, в какой юрисдикции работать, - это вопрос их оценки рисков. Но и государство, принимая те или иные решения, оценивает свои риски. Можно любые риски раздуть до космических масштабов или можно считать, что в них вообще нет ничего особенного. Это вопрос баланса. У нас этот баланс сдвинут в сторону высокой оценки потенциальных рисков для государства.

В Белоруссии, которая, например, открыла все возможности для криптовалют, они скорее недооцениваются. Но то, что туда придёт большое количество разработчиков, которые будут пробовать, будут искать новые технологические решения и там произойдёт взлёт развития технологий, - это точно.

- РВК - венчурная компания. Но складывается впечатление, что с венчурным финансированием в России что-то не сложилось.

- С формальной точки зрения у нас вся инфраструктура венчурного финансирования есть. Но оно действительно пока не очень большое.

Чтобы объяснить этот феномен, мы, когда начали заниматься новой стратегией РВК, задались вопросом о влиянии социо-культурных особенностей на экономическую активность, которые сказываются, в частности, в таких факторах, как неприятие рисков - и предпринимателями, и в меньшей степени венчурными фондами.

Деньги у фондов есть. Но им не хватает российского рынка, потому что сложно с проектами. Ещё в большей степени проблема в том, что не очень понятно, как фонду выходить из проектов. Покупателями венчурных компаний обычно выступают крупные компании. И у нас есть крупные компании, которые заинтересованы в технологических разработках. Но они не заинтересованы в технологических разработках связанных с рисками. Они не заинтересованы в том, чтобы искать и брать стартапы - небольшие инновационные компании с рынка. Это хорошо было видно на нефтянке. Скажем, нефтеперерабатывающий завод строит новые установки. Поскольку инвестиции огромные, он берёт технологию, которая уже испытана, уже где-то стоит, есть вендор, который её ставит. Есть гарантии этого вендора (это большая компания), что всё будет работать так, как заявлено. И вы не готовы принять на себя риски, связанные с какими-то новшествами.

Правда в тот момент, когда вы сталкиваетесь с тем, что вам прекращают поставлять эти установки или прекращают поддерживать оборудование, как это происходит сейчас, вследствие санкций, возникает вопрос технологической независимости компании. А ведь есть технологии, которые и без санкций купить нельзя, их запрещено продавать третьим странам.

Сейчас видны перемены. В результате санкционной истории  нефтянка стала сильно вкладываться и в свои разработки, и в разработки смежников. И уже есть вполне конкурентные программы. Например, внедрены интересные решения по софту для нефтянки, который ещё недавно был проблемой.

- Вы упомянули о работе над новой стратегией РВК. В чём отличие новой стратегии от старой?

- Учитывая, что РВК - относительно небольшая компания, мы, оценивая свои ресурсы и отталкиваясь от логики необходимости преодоления разрывов, решили сосредоточиться на двух вещах. Первое - возврат к активной политике как финансового института. Второе - мы сделали акцент на Национальную технологическую инициативу (НТИ), ограничив все остальные направления своей деятельности. В частности, мы концентрируем свою инфраструктурную деятельность на избранных направлениях.

У РВК раньше была достаточно комфортная партнёрская позиция, предполагающая, что мы вкладываемся по чуть-чуть, но везде. Вот это "по чуть-чуть", к сожалению, системного сдвига не даёт. Сейчас скорее нужны пусть точечные решения, но значимые. Уж очень инерционна система, в которой мы работаем; чтобы её сдвинуть, надо сконцентрироваться.

Известно, что стратегия - это искусство отказа от каких-то возможностей, искусство выбора из всего многообразия.

- Вы стали проектным офисом НТИ. В чём ещё заключается эта деятельность?

- В НТИ есть несколько направлений работы. Первое - самое очевидное - подбор и поддержка проектов. У нас есть разные механизмы - гранты, вложения в уставной капитал, заёмное финансирование, нефинансовые механизмы (например, консьерж-сопровождение).

Второе направление - работа с нормативным полем. Здесь мы скорее сопровождаем, а не принимаем решения, поскольку основной источник предложений и информации о том, какие барьеры мешают и как их снимать, исходят всё-таки от бизнеса, и для работы с этими предложениями в РВК сформирована специальная рабочая группа. Она сделала проект дорожной карты: какие документы должны быть изменены, какие отменены, какие разработаны. И эта дорожная карта реализуется с нашей помощью.

Третье - снятие технологических барьеров. РВК, понятно, сама их не снимает. Но как институт развития мы являемся оператором по университетским центрам НТИ. Готовится постановление правительства по технологическим конкурсам. Это большие задачи, большие вызовы, которые преодолеваются командами.

Сейчас в пилоте у нас два конкурса, по которым технологии есть, но они упёрлись в некоторые ограничения. Например, беспилотный автомобиль не ездит в плохую погоду - снегопад, туман. У нас один из конкурсов называется "Зимний город": движение беспилотного автомобиля в условиях зимы, в условиях переменного сцепления с дорогой, неожиданно возникающих препятствий, плохой видимости и так далее. Сегодня такого решения не существует. Для решения этой проблемы объединились все производители беспилотников.

Ещё одно направление - образовательное. Создаётся университет НТИ, там проходят образовательные мероприятия по технологическому предпринимательству на базе наших партнёрских университетов и нашей кафедры в МФТИ.

- Университет НТИ - это именно университет...

- Мы общались с нашими партнёрами - разнообразными бизнес- и небизнес-структурами - и пришли к пониманию, что очень сложно на меняющихся рынках решать проблему кадров стандартными методами. А если мы говорим о выходе на новые рынки, то кадры - совсем тяжёлая история, их громадный дефицит. Даже по тем позициям, которые у нас есть, речь идёт о нехватке десятков тысяч человек: и в ИТ, и в мехатронике, и в биотехнологии, и в энергетике. Там, кстати, предусмотрена и подготовка администраторов. Один из первых модулей рассчитан как раз на администрирование данных.

То есть это скорее система дополнительного образования на базе модульных решений, курсов разной степени продолжительности, от совсем коротких до достаточно продолжительных. Строиться это будет как система поиска и отбора курсов, которые читают лучшие специалисты в своей области.

Это проект, нацеленный на то, чтобы преодолеть кадровый разрыв. И мы планируем работать с лучшими университетами - и государственными, и корпоративными.

- Примерно год назад в "Эксперте" была опубликована статья "Продвинутая реальность", в которой достаточно критически оценивались выбранные направления НТИ. На ваш взгляд, насколько они реальны с точки зрения завоевания мировых рынков? Может требуется переосмысление выбранных направлений с учётом новых реалий?

- На мой взгляд, журналист, увлёкшись критичностью, несколько потерял объективность. Хотя там было справедливо обращено внимание на качество некоторых дорожных карт. Они действительно делались очень быстро. И в силу этого не все проблемы были учтены. Но сейчас идёт процесс их системного обновления. За этот год мы должны все дорожные карты обновить в новой логике преодоления разрывов и прохождения определённых этапов. По итогам каждого этапа будет приниматься решение о дальнейшем развитии карты.

Уже сейчас мы видим, что были слишком оптимистичны в оценке сроков развития некоторых рынков и решений. Например, беспилотники развиваются значительно быстрее, чем мы ожидали. В мире уже очень много игроков, много брошено ресурсов, много предложено решений. Но мы опоздали не фатально: предпосылки для развития этих направлений у нас заложены. И всё остаётся актуальным.

Мы постоянно дополняем список дорожных карт. Сейчас у нас появилась отдельная отдельная дорожная карта про цифровое производство, про фабрики будущего. Это фактически цифровой двойник производства, который выстраивает всю логику организации производства. В России пока ещё нет полного пакета своего программного обеспечения для решения этой задачи. Её базовое решение состоит в создании цифровой платформы-интегратора с постепенным её расширением. При этом мы пришли к пониманию, что жёсткий выбор исполнителей, убивающий конкуренцию, неправильный. Жёсткий выбор, ставка на одну команду приводят к очень высокой цене ошибки.

Вся НТИ, так же как и программа цифровой экономики, о том, что у нас должны возникнуть глобальные компании. И мы уверены в возиожности этого.

- Как деятельность РВК в качестве проектного офиса НТИ сочетается с участием в конкурсах "ТехУспех" и "Национальные чемпионы", которые охватывают значительно более обширный перечень технологических направлений, чем перечень проектов НТИ?

- РВК играет ведущую роль в формировании рейтинга "ТехУспех". Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше компаний было привлечено. НТИ предполагает опережающее развитие в стране новых рынков и достижение Россией не только глобального военного, но и технологического превосходства....

Полная версия материала доступна только подписчикам

Повалко Александр Борисович

Генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»

В 1992 году окончил Московский авиационный институт им. Орджоникидзе по специальности «Радиоинженер», в 1996 году - Государственный университет им. Маймонида по специальности «Прикладная математика».

С 1994 по 2007 гг. - старший консультант отдела оценки, директор проектов и директор по развитию бизнеса компании «ПАКК».

С 2007 по 2008 гг. - директор департамента стратегического планирования ЗАО «РЕНОВА-СтройГруп».

С 2008 по 2012 гг. - заместитель руководителя Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи.

В соответствии с распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 1011-р назначен на должность заместителя Министра образования и науки Российской Федерации.

В декабре 2016 года назначен на должность генерального директора АО «РВК».

- Член рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

- Член межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования.

- Член межведомственной рабочей группы по реализации при ведущих инженерных и технических вузах пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров и компаний.

- Член Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

- Член межведомственной рабочей группы по разработке Национальной технологической инициативы.

- Руководитель рабочей группы подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности  по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов».

АО «РВК» (РВК) - государственный фонд фондов[1] и институт развития Российской Федерации, один из инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Штаб-квартира - в Москве.

РВК создана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р[2]. В 2015 году РВК поручено формирование проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ) - долгосрочной комплексной программе по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет[3].

Собственники и руководство[править | править код]

Уставный капитал АО «РВК» составляет 30,01 млрд р. 100 % капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество)[4].

Совет директоров АО «РВК»[править | править код]

Правление АО «РВК»[править | править код]

В правление входят не менее пяти человек[10]:

  • Повалко Александр Борисович - генеральный директор АО «РВК», председатель Правления[11][12];
  • Абдыкеров Сергей Евгеньевич - операционный директор проектного офиса Национальной технологической инициативы[13];
  • Антонов Михаил Вячеславович - заместитель генерального директора - директор по развитию инновационной инфраструктуры[14];
  • Романенко Анна Вячеславовна - заместитель генерального директора - исполнительный директор[15];
  • Федотов Михаил Борисович - заместитель генерального директора - финансовый директор[16];
  • Басов Алексей Николаевич - заместитель генерального директора - инвестиционный директор[17];
  • Куманина Екатерина Олеговна - директор по стратегическим коммуникациям[18];
  • Михеева Елена Сергеевна - директор департамента анализа рисков и внутреннего контроля[19].

Основные цели деятельности - стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного финансирования и исполнение функци проектного офиса Национальной Технологической Инициативы - НТИ.

Уставный капитал - более 30 млрд. рублей. Сто процентов капитала  РВК принадлежит РФ в лице Федерального агентства по управлению госимуществом РФ. РВК сформировала 26 фондов суммарным объёмом 35,5 млрд. рублей. Доля РВК в них составляет 22,6 млрд. рублей. Фонды РВК  одобрили к инвестированию 218 инновационных компаний. Совокупный объём одобренных к инвестированию средств - 17,9 млрд. рублей.

Национальная технологическая инициатива

Материал из Википедии

Национальная технологическая инициатива (НТИ) - государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.

Российская политика в отношении подходов к формированию национальной инновационной системы претерпела определённую эволюцию. В 2007 году Президент РФ В.В.Путин в послании Федеральному собранию объявил о том, что развитие отраслей, которые должны стать важным звеном инновационной экономики, будет осуществляться на базе государственный корпораций - Объединённой авиастроительной корпорации, Объединённой судостроительной корпорации и «Роснано»[1]. В том же году была создана и госкорпорация «Ростех»[2].

История

Разработка НТИ началась в соответствии с поручением Президента России В. В. Путина по реализации послания Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. Согласно поручению, Правительство РФ совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Российской академией наук (РАН), ведущими университетами и деловыми объединениями предпринимателей должно было подготовить доклад о разработке и реализации НТИ к 1 июля 2015 года, далее - один раз в полгода. Ответственными были назначены председатель российского Правительства Д. А. Медведев, генеральный директор АСИ А. С. Никитин и президент РАН В. Е. Фортов[6].

С точки зрения РАН, которую представил заместитель президента Академии В. В. Иванов, цель НТИ заключается в обеспечении глобального технологического паритета России и стран-технологических лидеров

Однако на взгляд АСИ, цель НТИ заключается в том, чтобы вырастить национальные компании на тех принципиально новых отраслевых рынках, которых сегодня не существует, при этом через 10-20 лет объём каждого из таких будущих рынков должен превышать в мировом масштабе 100 млрд. долларов США. Данный вывод связан с предположением о том, что у российских компаний имеется шанс занять достойное место только на таких рынках, которые ещё не сформированы[7][10]. Эту точку зрения поддержала также Российская венчурная компания (РВК)[5].

В конечном счёте победила точка зрения АСИ. На прошедшем 9 июня 2015 года в Иннополисе (Республика Татарстан) заседании президиума Совета по модернизации и инновационному развитию экономики было озвучено, что системообразующими документами НТИ станут «дорожные карты», нацеленные на формирование перспективных технологических рынков, которые предполагается развивать в большей степени по сравнению с остальными.

Список рынков

Для развития в рамках инициативы было отобрано 9 ключевых рынков[5][19][20][21]:

1. AeroNet[22]воздушный транспорт; Лидер рабочей группы - Сергей Жуков, генеральный директор «Центра передачи технологий»; Задачи (технологии) рынка - беспилотные летательные аппараты; Ожидаемый объём рынка к 2035 году - $300-350 млрд.

2. AutoNet[23]автомобильный транспорт; Лидер рабочей группы - Сергей Когогин, генеральный директор «КамАЗа»; Задачи (технологии) рынка - беспилотные автомобили, интеллектуальные транспортные системы; Ожидаемый объём рынка к 2035 году - $2,5-3 трлн.
Previous post Next post
Up