БИОЛОГИЯ БЕДНОСТИ 2

Dec 03, 2017 19:49


https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание

Неравенство в условиях кризиса. В условиях экономического кризиса социальная поляризация и связанные с ней проблемы дополнительно усиливаются.

На фоне экономического роста нулевых годов социальные диспропорции сохранялись и даже продолжали нарастать. Но они воспринимались куда менее болезненно, поскольку в абсолютном выражении благосостояние «нижних слоев» увеличивалось. Особенно важным с точки зрения оздоровления общества оказалось «подтягивание» бюджетников к уровню доходов «среднего класса». В условиях сегодняшней стагнации это достижение оказывается под угрозой. Происходит сокращение реальных (с учетом инфляции) доходов населения и «вымывание» среднего класса. Он сохраняет пока значительный отрыв от нижних слоев, но каждый следующий кризис все больше ухудшает его положение.

Согласно данным Росстата, на июнь 2013 г. сокращение доходов населения продолжается 8 месяцев подряд. Минэкономразвития полагает, что по итогам года они упадут на 4,7-4,9%, хотя раньше прогнозировало снижение лишь на 2,8% в базовом сценарии. Ускоряются и темпы падения - по данным Росстата, реальные располагаемые доходы граждан (деньги, которые остаются у человека после уплаты всех обязательных платежей) в мае 2013 года по сравнению с тем же месяцем предыдущего года сократились сразу на 8,3%, в апреле спад оценивался в 4,8%, в марте - в 7,3%. В последний раз сопоставимый провал доходов был зафиксирован Росстатом в декабре 2008 года, когда они сократились сразу на 10,7% к предыдущему году.

В своем исследовании бедности Институт социологии РАН отмечает существенное ухудшение положения бедных за последнее десятилетие. Это касается жилищных условий - происходит геттоизация, концентрация бедных в коммуналках, общежитиях, зонах ветхой застройки и т.п., - роста доли услуг ЖКХ в структуре семейного бюджета, роста долговой нагрузки на социально уязвимые слои населения. БЕДНЫЕ НЕ ВЫЖИВАЮТ, ВОПРЕКИ РАСПРОСТРАНЁННОМУ МНЕНИЮ, ЗА СЧЁТ «НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА» - ЭТО СКОРЕЕ ПРАКТИКА СРЕДНЕОБЕСПЕЧЕННЫХ ДОМОХОЗЯЙСТВ. БЕДНЫЕ, КАК ПРАВИЛО, НА ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ ИМЕЮТ НИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НИ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ И ЛЮМПЕНИЗИРУЮТСЯ ИЛИ ПРОСТО УМИРАЮТ. Бедность в России сконцентрирована в сёлах и в малых городских населенных пунктах. В целом, как считают эксперты ИС РАН, положение бедных ухудшается как относительно других слоев населения, так и относительно ситуации десятилетней давности.

Одним словом, кризис бьет, прежде всего, по нижним и средним слоям общества. Разумеется, в этих условиях гипертрофированное неравенство воспринимается все более остро. Ведь «КАРНАВАЛ» СВЕРХПОТРЕБЛЕНИЯ ВЕРХНИХ СЛОЁВ ОБЩЕСТВА - ВКЛЮЧАЯ НЕ ТОЛЬКО КРУПНЫЙ БИЗНЕС И ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ, НО И ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ - ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ЭТО ВЫЗЫВАЕТ УТРАТУ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНУЮ ДЕПРЕССИЮ, ОЩУЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, БЕЗЫСХОДНОСТИ И ОТСУТСТВИЯ НАДЕЖД. ОТСЮДА, В ТОМ ЧИСЛЕ, ВОЗНИКАЕТ И ВЕСЬ ТОТ ВЕЕР СОЦИАЛЬНЫХ БЕД, КОТОРЫЕ ФИКСИРУЮТСЯ В РОССИИ - АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. Можно говорить о фрустрации достаточно большой части населения относительно собственных перспектив при нынешнем устройстве общества и экономики. Люди не видят возможностей для улучшения своей жизни и связи между собственными усилиями и получаемым результатом.

Восприятие неравенства. Ставя проблему избыточного неравенства в России, важно избежать превратных и недобросовестных толкований. Мы исходим из того, что абсолютное равенство не является ни социальной нормой, ни социальным идеалом. Можно говорить об определенной «норме неравенства», варьирующей в разных обществах и эпохах. Проблема именно в том, что социальное неравенство в современной России крайне далеко от этой нормы, оно является патологическим - и с точки зрения количественного масштаба, и с точки зрения слабой (если не отрицательной) взаимосвязи богатства с заслугами перед обществом.

Разумеется, «норма неравенства», приемлемая для общества, не может быть выражена в каких-то точных показателях, но она довольно явно отражается в общественных настроениях. Социологические опросы показывают, что даже самые бедные россияне далеки от стремления «все отнять и поделить». В российском обществе наблюдается достаточно здоровое и спокойное отношение к неравенству, вызванному заслугами человека, его достижениями и трудом. Соцопросы ИС РАН последних лет (2011-2013 гг.) показывают, что люди разного достатка допускают существование неравенств, возникших на справедливых, по их оценкам, основаниях, связанных с разницей в талантах и усилиях, с большей эффективностью работы. Подавляющее большинство населения согласно также с тем, что различия в доходах справедливы, если у людей имеются равные возможности для заработка. При этом «подавляющее большинство граждан называет существующие различия в доходах слишком большими (83%), две трети считают сложившуюся систему распределения частной собственности в России несправедливой, и столько же граждан полагает, что люди не получают достойного вознаграждения за свои навыки, способности и квалификацию».

Важно отметить, что существующие сегодня в России социальные неравенства кажутся несправедливыми всем слоям населения независимо от их уровня жизни и динамики личного благополучия. Однако особенно несправедливым кажется российское общество работающим россиянам, которые не видят связи между своими трудовыми усилиями и улучшением своего положения.

Этот разрыв между действительностью и существующей в сознании людей социальной нормой имеет не только этическое, но и экономическое измерение. В социально-экономических дискуссиях мы часто упускаем из виду, что соответствие хозяйственного уклада нравственным представлениям и ориентирам общества является не ограничителем экономической эффективности, а его важнейшей предпосылкой. Одним из очевидных этических запросов нашего общества является справедливость, понятая не как механическая «уравниловка», а как воздаяние, пропорциональное труду, знаниям и таланту. Несоответствие окружающей реальности этому представлению - важнейший источник демотивации и социальной депрессии. И наоборот, ПОСТЕПЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАПРОСА НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ СПОСОБНА СДЕЛАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ. И в частности - создать отсутствующее сегодня взаимное доверие и взаимную лояльность между социальным большинством и высшими слоями общества.

Политика социального выравнивания. ИСТОРИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН ПО ОБЕ СТОРОНЫ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» ХОРОШО ПОКАЗЫВАЕТ ЭТУ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ. Даже сегодня, после того, как маятник сильно качнулся в другую сторону (в сторону финансовой глобализации и интересов элит), развитые страны демонстрируют в среднем куда меньшую степень неравенства, чем страны «третьего мира».

Многие уверены, что возможность более равномерного распределения богатства - просто награда за экономический успех. Действительно, как бы ни распределялось богатство, прежде всего, его необходимо создать. Однако, как отмечает нобелевский лауреат Пол Кругман, «общество среднего класса не появляется автоматически по мере развития экономики; его необходимо создавать политическими средствами».

В целом, параметры распределения богатства далеко не всегда можно представить как производную от рыночных процессов. Например, если в США пропорция доходов между топ-менеджментом крупных компаний и рядовыми сотрудниками составляет 1:200, то в Японии 1:16 (это данные, на которые ссылается в своей книге «Цена неравенства» другой нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц). Эта разница между США и Японией не отражает степень эффективности корпоративного управления и не является следствием каких бы то ни было «законов рынка». Скорее соответствующая пропорция оплаты труда в корпорациях является элементом негласного общественного договора - корпоративной культуры, социальных норм и установок, политической расстановки сил. Аналогичное верно и для стран. ТАМ, ГДЕ НЕРАВЕНСТВО ВВЕДЕНО В РАЗУМНОЕ РУСЛО, ЭТО СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ ОПРЕДЕЛЁННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО БАЛАНСА, НАЙДЕННОГО, В ТОМ ЧИСЛЕ, ЗА СЧЁТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ШАНСОВ.

Вполне подходящим временем для такой политики социального выравнивания является период стагнации экономики. Характерно, что именно в затяжной период Великой депрессии в США были заложены институциональные основы более справедливого и - как выяснилось впоследствии, на новом витке экономического роста - более эффективного общества.

Сегодня, когда граждане страны в целом уже осознали, что вошли в непростой период «затягивания поясов», важно сделать так, чтобы бремя преодоления трудностей ложилось не только на плечи средних и нижних слоев общества. Это вопрос политической устойчивости в условиях кризиса. Это вопрос эффективности самих антикризисных мер (которые вряд ли дадут эффект без поддержки внутреннего потребительского спроса). И, наконец, это вопрос наших посткризисных перспектив - более здоровой социальной основы для будущего цикла экономического роста.

Борьба с избыточным неравенством имеет целью не только перераспределение общественного богатства, но и стимулирование его создания, поскольку существующее неравенство во многом порождено широким распространением или откровенно незаконных или малоэффективных с точки зрения максимизации общественного блага способов обогащения.

Перечислим, не претендуя на полноту перечня мер и формулировку готовых рецептов, некоторые группы задач, связанных с исправлением наиболее острых социальных диспропорций.

Прогрессивное налогообложение. В подавляющем большинстве развитых стран применяется прогрессивная шкала налогов на доходы физических лиц. Плоская шкала НДФЛ является не правилом, а исключением. Более того, фактически нынешняя плоская шкала НДФЛ для обеспеченных граждан является регрессионной, так как они, в отличие от малообеспеченных слоев населения обладают возможностью уменьшить налогооблагаемую базу за счет различных форм налоговой оптимизации. При этом вовсе не обязательно копировать наиболее радикальные образцы стран скандинавского социализма, где предельная ставка для богатых доходит до 60-70%. Кроме того, шкала НДФЛ должна предусматривать налогообложение свыше 13% лишь для доходов, существенно превышающих уровень среднего класса. В прогрессивных шкалах часто предусматривается освобождение от налогообложения бедных групп граждан.

Другими «выравнивающими» налогами являются прогрессивные шкалы налогов на имущество, недвижимость, наследство и др. Здесь, как и в случае с НДФЛ, важно, чтобы высокие ставки не коснулись массы граждан с низкими и средними доходами.

Общий принцип выравнивания неравенств в налоговой сфере должен быть таким - нетрудовые доходы должны облагаться большим налогом, чем трудовые. В частности, введение прогрессивной шкалы НДФЛ потребует корректив в налогообложении дивидендов. Сейчас в РФ налог на дивиденды составляет 20% для российских юридических лиц, 15% - для иностранных (может снижаться до 5% в рамках двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения, как, например, с Кипром), 13% - для акционеров-физлиц. Фактически, владеть акциями выгоднее всего через иностранные фирмы-прослойки. Выведение прибыли в дивиденды является сегодня одним из механизмов минимизации налогообложения доходов компаний и увода средств в оффшоры.

Реальная деофшоризация. Под иностранной юрисдикцией находится, по разным оценкам, 80-95% крупной российской собственности (в т.ч. и большая часть списка стратегических предприятий России). Из российской экономики ежегодно утекает 120-150 млрд. долл., из которых 70-80 млрд. долл. - это движение денег через оффшоры. Увод капиталов из России и работа компаний через оффшоры лишают российскую экономику таких средств, которые не компенсируют никакие налоги на доходы физических лиц.

Ряд мер по деофшоризации уже принят. В частности, с 2013 года в России начал действовать закон о контролируемых иностранных компаниях. Этот закон требует от российских налоговых резидентов раскрывать налоговым органам структуру иностранных компаний, которыми они владеют, и платить налоги с их нераспределённой прибыли по ставкам, которые действуют внутри страны (13% для физических и 20% для юридических лиц). Однако на практике российские предприниматели предпочитают просто быть нерезидентами (для этого надо проводить в России менее 183 дней в году) либо регистрируют оффшорные структуры на третьих лиц и в любом случае стремятся избежать регистрации своих компаний в российской юрисдикции.

Ужесточение требований в этой сфере, по мнению сторонников сложившейся модели, только вытолкнет бизнес из России. Однако этот аргумент неуместен в отношении того бизнеса, который занимает ниши в высокорентабельных секторах (как правило, извлекая ренту в широком смысле слова - за счет тех или иных преимуществ на российском рынке) и/или пользуется преференциями от государства (госзакупки, субсидии и т.д.). Между тем, эта категория бизнеса в России весьма значительна, и именно ее возможно и необходимо вернуть в российскую юрисдикцию с помощью соответствующего регулирования (в частности, обсуждаются инициативы по разработке статуса национальной компании как условия допуска к работе с гостендерами и инструментами господдержки, отдельным стратегически важным и/или высокодоходным видам хозяйственной деятельности).

Приоритет - качество общедоступных социальных инфраструктур. Тенденция к планомерному сокращению бесплатного сектора в образовании и медицине (по принципу - за качественные услуги надо платить) идеологически ошибочна. Можно признать, что современные практики социальных государств создают серьезные социокультурные риски, связанные с поощрением иждивенческих настроений и моделей поведения. Но акцент на поддержании качественных и общедоступных социальных инфраструктур полностью лишен этих рисков. Они не создают искаженных стимулов для «нижних слоев», а помогают им подтягиваться «наверх».

По некоторым оценкам, «социализированные» модели образования и медицины могут быть не только более справедливыми (в соответствии с критериями и представлениями нашего общества), но и более эффективными, чем «коммерциализированные». ПОКАЗАТЕЛЕН В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ ПРИМЕР США. ИМЕЯ БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАСХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (И САМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ), США (ТО ЕСТЬ СИСТЕМА С ЯВНЫМ ПРЕОБЛАДАНИЕМ ЧАСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ) УСТУПАЮТ СТРАНАМ С СИЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ТАКИМ, КАК КУБА, КАНАДА, ФРАНЦИЯ, БРИТАНИЯ) В КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ОЖИДАЕМУЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ). АНАЛОГИЧНОЕ ВЕРНО И ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ. Те же США компенсируют сложившуюся в образовательной сфере социальную сегрегацию (систему, когда, не родившись в состоятельной семье и не попав в хорошую школу, человек практически лишен шанса на социальные лифты) за счет активного «импорта мозгов». Но для стран, которые, с одной стороны, не являются центром глобальной научно-образовательной миграции, а с другой - не готовы смириться с участью глухой интеллектуальной провинции, необходимы другие решения. Только бесплатное основное и дополнительное образование способно обеспечить наибольшую реализацию интеллектуального потенциала собственного общества, становясь тем «ситом», в котором государство может выделить самых способных детей и подростков и дать им возможности для дальнейшей реализации. Это касается как общеобразовательной школы, так и системы спортивных, научных секций, художественных и музыкальных школ.

Социальная поддержка семьи. Как уже было отмечено, СЕГОДНЯ САМОЙ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМОЙ (И ОДНОВРЕМЕННО СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ) КАТЕГОРИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ МОЛОДАЯ СЕМЬЯ С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ДЕТЬМИ. Кормильцы таких семей поставлены в заведомо невыгодное положение на рынке труда, именно они несут существенную нагрузку образовательных и медицинских расходов, своими «родительскими инвестициями» они обеспечивают будущее страны. И более узко - «пенсионное будущее» населения, включая его бездетную часть. Но эти инвестиции не вознаграждаются обществом. За исключением «материнского капитала», меры государственной поддержки семей с детьми весьма незначительны. Если вынести за скобки меры, требующие существенного повышения государственных расходов, заслуживают обсуждения возможные модели перестройки налоговой политики в интересах семей с детьми. Речь может идти о налогообложении доходов домохозяйств вместо доходов физических лиц (что позволит учитывать среднедушевой доход семьи при определении налоговой нагрузки), более существенных налоговых льготах для семей с детьми, дополнительном налоге на бездетных (по аналогии с существовавшим в СССР «налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан») и других мерах, которые, не увеличивая общую фискальную нагрузку, перераспределяют ее с учетом социально-демографических приоритетов.

Социально ориентированные подходы в жилищной политике. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О СОЦИАЛЬНОМ САМОЧУВСТВИИ СЕМЬИ, ТО, ОЧЕВИДНО, ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЕГО ФАКТОРОВ. ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ, УЛУЧШИТЬ СВОЁ ЖИЛИЩНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХОТЯТ БОЛЕЕ 40% РОССИЯН, ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ЭТО ДОСТУПНО ЕДИНИЦАМ ПРОЦЕНТОВ НАСЕЛЕНИЯ. При этом именно на ипотеку делается основная (до последнего времени - по сути единственная) ставка в решении жилищного вопроса в России. Отметим, что подавляющее большинство ипотечных кредитов, независимо от их условий, выдается на покупку 1-2 комнатных квартир - никакие, даже самые льготные условия ипотеки не дают возможности большинству заемщиков позволить себе больший метраж. Более того, началось строительство «малометражных» квартир площадью около 20 м., фактически новых хрущевок. Очевидно, что это путь в демографический тупик, не говоря уже о том, что такое жилье не отвечает цивилизованным нормам метража на человека.

Одной из альтернатив ипотеке является социальный найм, заключение договора аренды на много лет. Сейчас он распространяется только на малоимущих, а доля государственного и муниципального жилищного фонда составляет менее 15%. В мировой практике оптимальным показателем считается, если на социальный найм приходится треть жилого фонда. Однако девелоперы не заинтересованы в строительстве доходных домов - доходность от сдачи в аренду жилья сегодня составляет 3-6% годовых, выгоднее просто положить средства на депозит. Государство должно либо дополнительными мерами обеспечить привлекательность такого рода проектов для застройщика, либо само непосредственно их финансировать. Фактически необходимо реализовать программу массового строительства жилищного фонда социального использования.

Альтернативой долевому строительству могло бы являться возрождение механизма ЖСК и ЖНК - жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов. В отличие от ипотеки, где подразумевается наличие залога в форме покупаемой собственности, жилищные кооперативы не накладывают обременения на приобретаемую недвижимость, а лишь позволяют оформить право собственности после окончательной выплаты пая. Однако на фоне недоверия к любым накопительным схемам эта форма жизнеспособна только при условии механизмов господдержки и гарантий для системы жилищно-строительных кооперативов (3).

Приоритет коренного населения на рынке труда. МАССОВАЯ ИММИГРАЦИЯ НИЗКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СТАЛА СУЩЕСТВЕННЫМ ФАКТОРОМ ДАВЛЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В РОССИИ. Это связано и с проблемами этнокультурной интеграции, и с негативными эффектами демпинга рабочей силы, «сбивающего цену» в нижних сегментах рынка труда и дестимулирующего модернизацию, и с ухудшением криминогенной обстановки, и со снижением качества социальных инфраструктур общего доступа (школы, больницы, роддома, рекреационные городские пространства, не рассчитанные, по проектным нормативам, на такой дополнительный «проблемный» контингент). СОВОКУПНОСТЬ ЭТИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО В РОССИИ, КАК И В РЯДЕ ДРУГИХ СТРАН, МАССОВАЯ ИНОКУЛЬТУРНАЯ ИММИГРАЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ ЛЮМПЕНИЗАЦИИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ, ПРИГЛАШАЯ ЕГО К УЧАСТИЮ В СВОЕОБРАЗНОЙ «ГОНКЕ НА ДНО».

Некоторые меры по ограничению нежелательной миграции в последние годы были приняты. Однако миграционная политика страны по-прежнему нуждается в комплексных изменениях, которые бы, с одной стороны, позволили облегчить наем квалифицированных мигрантов из развитых и / или культурно близких стран, а с другой, ужесточить въездной барьер для тех категорий иммигрантов, которые характеризуются низкой социально-профессиональной квалификацией и высокой культурной дистанцией по отношению к принимающему обществу. Такого рода меры не несут экономических рисков (в России нет дефицита трудоспособного населения - особенно в условиях кризиса; напротив, есть большой резерв для повышения производительности труда; в большинстве отраслей, где задействован труд мигрантов, возможно внедрение трудосберегающих технологий и/или разумное улучшение условий и оплаты труда для привлечения местного населения), при этом они способны существенно улучшить социальный климат в обществе.

Территориальное выравнивание. На данный момент в Москве и Московской области с учетом временно проживающих находится до 25 млн. чел. - 18% населения России. В Москве находятся 78% головных офисов крупнейших российских компаний. С учетом гигантских региональных диспропорций как в плотности населения, так и в доходах регионов важно поощрять (в т.ч. и мерами налогового стимулирования) более равномерное расселение, распределение налоговой базы и размещение производительных сил. Тем, кто готов работать и жить в селах и деревнях, можно предоставить льготные условия владения землей, недвижимостью и т.п. Регионам необходимо больше прав на доходы, генерируемые на их территории - иначе они не заинтересованы в создании условий для развития бизнеса. При этом без масштабных инфраструктурных госпрограмм и государственной политики по развитию территорий сами по себе эти неравенства будут лишь нарастать.

Стоит отметить, что концентрацией материальных благ в России отличаются именно административно-политические центры: уровень жизни в современной столице намного выше уровня областных центров, включая бывшую столицу, а уровень жизни в любом областном центре выше, чем в других городах той же области. При прочих равных условиях статус административного центра даёт населённому пункту очевидные бонусы. Это говорит о том, что региональное неравенство возникает не только в силу географических или экономических, а прежде всего в силу политических причин, и должно преодолеваться политическими же инструментами.

Формирование социально-ответственной модели бизнеса. Это комплексная задача, которая может решаться сразу на нескольких направлениях. Перечислим некоторые из них.

Расширение участия трудовых коллективов в собственности и управлении компаний. В ЦЕЛОМ, РАЗВИТИЕ СОЛИДАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАНИМАТЕЛЯМИ И РАБОТНИКАМИ, ОСОБЕННО НА УРОВНЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. Примером могут служить неакционированные предприятия Германии, возникшие в рамках социальной рыночной экономики, корпоративные традиции Японии и Южной Кореи - здесь речь идет и о крупных корпорациях, выстроенных с учетом восточноазиатского менталитета и национальной культуры.

Выравнивание пропорций оплаты труда в крупных компаниях. По некоторым исследованиям, ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ ИМЕЮТ БОЛЬШИЙ ОБЪЁМ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, ЧЕМ ИХ ЗАПАДНЫЕ КОЛЛЕГИ, И, СООТВЕТСТВЕННО, ДЕМОНСТРИРУЮТ БОЛЬШИЙ РАЗРЫВ В ОПЛАТЕ ТРУДА С РЯДОВЫМИ СОТРУДНИКАМИ, ЧТО ГЕНЕРИРУЕТ НЕ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНУЮ НАПРЯЖЁННОСТЬ, НО И ПРОБЛЕМЫ С РОСТОМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. Инициативы по установлению более разумных внутрикорпоративных пропорций пока не возымели эффекта.

Развитие форм и механизмов социального предпринимательства, так называемых преобразующих инвестиций (инвестиции в проекты, развивающие территории, дающие новые возможности населению, создающие позитивные культурные и социальные эффекты, требуют особой поддержки со стороны государства и общества).

Развитие корпоративных систем социальной поддержки и социальных инфраструктур (собственные детские сады, поликлиники, адресная поддержка пенсионеров-бывших работников предприятия, льготные кредиты работникам, реализация собственных жилищных программ для удержания и стимулирования кадров и т.д.).

ЛЕГИТИМАЦИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА, СВЯЗАННОГО С ИСТОРИЕЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 1990-Х ГГ. Нерешенность этой проблемы остается одним из главных институциональных дефектов постсоветского капитализма. В 2012 г. в качестве кандидата в президенты страны В.И. Пулев выдвинул идею разового компенсационного налога - по аналогии с «налогом на конъюнктуру», примененного после приватизации в Великобритании. В дальнейшем идея не получила развития. В случае целого ряда активов последующая смена собственников затрудняет применение этой схемы. Альтернативой может служить своего рода легитимация через развитие - через масштабные публично значимые промышленные и инфраструктурные проекты общенационального уровня, реализуемые соответствующими компаниями (или финансируемые при их участии).

Выводы

Конкретные формы политики социального выравнивания требуют отдельного профессионального обсуждения. Цель этого текста - предложить не готовые рецепты такой политики, но аргументы в пользу того, чтобы увидеть в ней один из национальных приоритетов на ближайшую перспективу. Суммируя сказанное, эти аргументы можно свести к нескольким тезисам:

Масштаб социального неравенства в России является патологическим, аномальным на фоне стран с сопоставимым уровнем развития и на фоне собственного экономического потенциала страны.

Избыточное неравенство обрекает нас на социальную деградацию и экономическую отсталость, а также ставит под вопрос культурно-цивилизационное единство общества. Причем в условиях кризиса эти вызовы дополнительно усиливаются.

Общественные настроения в России характеризуются, с одной стороны, неприятием существующей модели социальной поляризации, с другой - здоровым восприятием неравенства, основанного на заслугах.

Запрос общества на социальную справедливость является по сути своей консервативным (основанным на традиционном представлении об обязанностях разных слоев общества перед общественным целым), а не социал-радикальным запросом. Его реализация одинаково важна с точки зрения улучшения морального климата и экономической эффективности.

БОЛЕЕ РАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БОГАТСТВА В ОБЩЕСТВЕ НЕ ПРОИСХОДИТ АВТОМАТИЧЕСКИ ПО МЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, А ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОДОМ СОЗНАТЕЛЬНЫХ И ПЛАНОМЕРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ.

Комплекс мер, нацеленных на преодоление избыточного неравенства, способен послужить основой социальной стратегии государства в текущий исторический период.

Иными словами, даже при нынешних параметрах экономического развития мы сможем стать более здоровым и солидарным обществом, если будем готовы выработать и реализовать комплекс мер по преодолению острых социальных диспропорций. Такие меры должны образовать своего рода пакт социальной ответственности элиты в условиях экономической стагнации и внешнего давления на страну.

Текст подготовлен по материалам доклада клубу «Русский предприниматель»

1. Некоторые эксперты оспаривают эти цифры на том основании, что в них, вероятно, не учтена реальная, коммерческая стоимость жилья, находящегося в собственности у граждан и полагают, что, с учетом этой коррективы, 1% населения в России принадлежит «лишь» половина всех активов, а не три четверти. Но, с другой стороны, значительная часть активов «верхней» прослойки находится в тени (в трастовых фондах, оффшорных юрисдикциях) и не может быть напрямую учтена. Поэтому погрешности учета могут иметь место с обеих сторону и уравновешивать друг друга.

2. Данные по Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. 2008-2013. М., 2013.

3. Подробнее о социально ориентированных альтернативах в жилищной политике см. Специальный доклад журнала «Эксперт» «Нужно опять качнуть маятник»// Эксперт. 2013 (984)

ПОСЛЕСЛОВИЕ ГРОМОВА А.Д. НА СТАТЬЮ М.В.РЕМИЗОВА:

Уже одно то, что он не дал данные по неравенству в Латинской Америке многое говорит о его взглядах (Хотя это может быть и инициативой главного редактора "Эксперта"). Если бы в этом перечне стран и регионов с высокой социальной несправедливостью не было России, думаю, он бы даже не поморщился... Конечно, это не значит, что он не прав! Подписываюсь под каждым его словом...

Ведь перестройка во многом затевалась вследствие обострения межнациональных отношения по оси богатый Север - бедный Юг. Если Запад избавился от этой проблемы, скинув свои донельзя обескровленные и разграбленные заморские колонии после ВМВ (пусть часто и не по своей воле, а под нажимом национально-освободительных движений и, косвенно, СССР), то Россия не могла этого сделать вследствие территориальной непрерывности Советского Союза. Можно было бы, конечно, устроить кровавый хаос и геноцид в мононациональных и гуснонаселённых регионах южных республик среди узбеков и киргизов, азербайджанцев и таджиков,... но это было невозможно не только ввиду главенствующей идеологии коммунизма и интернационализма, но и ввиду национальных особенностей русских... Национальных особенностей, обусловленных Православием...

"Русский бунт, бессмысленный и беспощадный..." всегда был морально и религиозно обусловлен... Это был не тупой криминальный геноцид индейцев или армян чисто животного уровня ввиду неразвитости человеческого потенциала извергов... Это всегда был бунт ради правды, и даже будучи антиклерикально настроенным он, по сути, носил религиозные тона, связанные с тягой к высшей справедливости, и был направлен против богатых - бенефициаров социальной несправедливости и социального неравенства... А значит, в основном, против дворянства и царя, как их главы и воплощения социальной несправедливости, - "помазанника Божьего на Земле". Поэтому всегда политика геноцида, практикуемая Западом, встречала практически во всех слоях русского общества, включая и дворянскую интеллигенцию, одно лишь презрение и сочувствие к угнетённым... Конечно, были и погромы в Царской России, но они были прямо или же косвенно связаны с властью и связанными с нею элитами, поскольку в этом случае они часто руками извергов - погромщиков решали свои проблемы, а также выступали в выигрышной роли стороннего арбитра, третейского судьи... Но образованные люди все эти ходы и уловки власти и властвующих элит прекрасно понимали, что порождало ещё большее озлобление и ненависть к ним, готовило почву для социальной революции...

Поэтому российская элита сознательно пошла на распад СССР, потому что понимала, что через несколько десятилетий южане начали бы составлять уже бОльшую часть населения державы, и СССР постепенно бы превратился в донельзя разросшийся криминализированный и коррумпированный Узбекистан, в один большой Черкизон.... И тогда уже распад страны происходил бы по югославскому варианту с многочисленными и многомиллионными Косово и Српскими, Хрватскими и Боснацкими Краинами... Не нужно питать иллюзий, упразднение республик и возрождение губерний ничего бы не дало без стратегии геноцида!.. Только породило бы лишь ещё более масштабные противоречия и проблемы...

Конечно, судьба СССР могла бы быть иной будь у власти националисты СССР... Как это задумывал, судя по некоторым сведениям, Берия после смерти Сталина, но к власти вместе с Хрущёвым пришли коммуняки, сознательно или же подсознательно ориентированные на Запад... Слюняевы, амнуэли, гозманы и чубайсы пятидесятых - шестидесятых...

https://vuk-srpski.livejournal.com/23384.html - содержание

БИОЛОГИЯ БЕДНОСТИ 2

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up