18 октября 2002 года, то есть ровно восемь лет назад, было открыто движение по мосту через Каму в районе поселка Сорочьи горы. Главном инженером строительства был Николай Голубев. Все фотографии сделаны лично им, а вся информация написана с его слов.
В 2010 году у строительства в Сорочьих горах - две круглые даты: 25-ть лет как правительство СССР приняло решение о строительстве моста и 20-ть лет как строительство началось. Вообще идее строительства намного больше лет, чем можно подумать. Еще царское правительство 100 лет назад, рассматривало возможность протянуть железнодорожную ветку от Казани в Чистополь. И как знать, если бы эти планы были реализованы, то возможно Чистополь мог стать вторым городом в нашей республике. После революции, в 30-х годах, планы по строительству железнодорожного моста обсуждались снова. И им снова не суждено было сбыться. Может война помешала, а может планы были плохими. В следующий раз идею строительство моста, теперь уже автомобильного, подняли в середине 70-х годов.
В 1985-м приняли решение, а в 1986-м киевский филиал «Союздорпроекта» приступил к проектированию моста. Кстати переговоры в Киеве, между проектировщиками и представителями Татарии, велись во время взрыва Чернобыльской АЭС.
Длинна мостового перехода в районе Сорочьих гор - четырнадцать километров. Начинается он на правом берегу Камы у развилки на поселок Сорочьи горы и заканчивается на левом берегу за путепроводом у поселка Алексеевкое. В мостовой переход входят пять мостов - правобережная эстакада, мост через Каму (его длинна 1608 метров), мост через протоку Камы - Архаровку, мост через протоку Камы - Курлянку и, упомянутый выше, путепровод у поселка Алексеевское.
Строительство моста в Сорочьих горах началось сразу, как закончили строить
мост через Волгу. В 90-м году был построен пирс и поселок для строителей. Денег на строительство не было и поэтому заказчик «Татавтодор» брал деньги из фонда капитального ремонта дорог.
В 1991-м году деньги кончились, и строительство остановилось на два года.
В 1993-м годы была построена подстанция для снабжения строительства электричеством, и началось возведение правобережной эстакады.
В 1994-м году была построена крайняя опора моста через Каму со стороны правого берега, так называемый правобережный устой.
В 1996-м году приступили к строительству русловых опор моста через Каму. (Всего было построено 14-ть таких опор)
В 1999-м строители приступили к монтажу пролетных строений на правобережной эстакаде. Параллельно началось строительство мостов через Архаровку и Курлянку.
В 2000-м году начался монтаж пролетных строений на мосту через Каму.
В 2002 году, 18 октября, была сдана первая очередь мостового перехода и открыто движение. Всего строительство первой очереди заняло 12 лет. Вторая очередь строиться до сих пор.
Кроме того, в ходе строительства были построены искусственные регуляционные сооружения (дамбы) на правобережном подходе, а также на правобережном и левобережном подходах проток Архаровки и Курлянки. Эти дамбы не дают воде разливаться во время половодья и предохраняют конструкции моста от размыва. На правом берегу Камы были построены противооползневые сооружения. С берега убрали 300 000 кубометров грунта и пробурили сваи, которые прикрепили верхней оползневой слой к твердым грунтам, которые лежат ниже. На левом берегу Камы была построена предмостовая дамба, для чего строители намыли несколько миллионов кубометров песка.
В процессе строительства проект мостового перехода был полностью изменен. В частности изменили конструкции пролетных строений, и это позволило сэкономить государству 17 миллионов долларов. Были изменены конструкции противооползневых сооружений, а также правобережная предмостовая эстакада была заменена на дополнительный пролет.
Главная задача, которую решил мостовой переход в Сорочьих горах - дорожное объединение республики. Например, путь до Булгара сократился в три раза. Наверное, многие помнят, какие очереди приходилось выстаивать на паромную переправу. Однако переправа работала только летом. Во время ледохода и поздней осенью через Каму, вообще нельзя было переехать. Зимой, на лед, разрешалось выезжать машинам, вес которых не превышал пять тонн. Автобусы зимой по льду ездить не могли. Людям приходилось идти пешком, по льду, семь километров.