Upd Четверти часа не хватило. См. в конце.
(приматическая) профанация -- определение и оглавление (7) деконструкция основного механизма Из головы не выходит Пугалкино простодушное признание, мол, философия науки ему ничего не дала. Фантастическое убоище -- фантастические
шарлатаны в Гамбурге разбазаривают деньги немецких налогоплательщиков.
***
Удобное издание в
удобной серии.
В приводимой ниже цитате (
отсюда) Шопенгауэр описывает -- на примере историй философии -- механизм профанации.
<...> из историй философии, ежегодно появляющихся теперь полудюжинами, можно узнать только то, что перешло из этих учений в голову какого-нибудь профессора философии, и к тому же в таком виде, какой оно там приняло.
Само собой разумеется, что мысли великого ума должны значительно сжаться, для того чтобы уместиться в трехфунтовом мозгу такого паразита философии, откуда они потом выходят облеченными в модный жаргон данного дня, сопровождаемые суждениями доморощенной мудрости.
<...> Какого же основательного исследования можно ждать от этих людишек, которые, отвлекаемые постоянными лекциями, служебными обязанностями, каникулярными поездками и развлечениями, выступают с историями философии по большей части уже в молодом возрасте?
<...> Очевидно, при таких условиях возможно лишь то, что они списывают у своих предшественников и друг у друга, а затем, чтобы скрыть это, все более и более искажают заимствованное, стремясь придать ему современный облик текущего пятилетия; и все это они обсуждают согласно с духом последнего.
Та же мысль шифруется известным анекдотом про икру, которую уже кто-то съел.
***
Наблюдатель, с юности начитавшийся много чего, в том числе и из философии (начиная с того
Краткого очерка), не мог не нацеплять в свою голову подобной премудрости (тем более, что осознанный интерес к работе интеллектуса у него был, как отмечалось, с пубертатного возраста) -- примерно так же, как подсознанием был зацеплен аргумент про аналитическую регуляризацию из Гельфанда и Шилова,
тыц. Без такой обильной пропедевтики Высшая Приматология (да и вообще
списки) была бы, конечно, невозможна.
***
В более практическом плане можно заметить, что бурное современное бумагомарание на темы IT очень неплохо описывается приведённой цитатой. Во времена Артура Генриховича образованная публика вибрировала на философию. Сейчас раскупают
книжки про питон. Какое падение вкусов.
Не сразу, может быть, очевидно, но сочинение языков программирования недоучками -- это тоже вполне себе аналог того процесса профанации, который Шопенгауэр описал на примере истории философии.
Завет Артура Шопенгауэра
Надо уделять особое внимание первоисточникам, в первую очередь в отношении своих
core competencies.
***
Завет лишь отчасти перекликается с
Заветом Вейерштрасса -- речь в них всё-таки о разном.
Приматологическое упражнение. Эксплицировать эту разницу.
Но, скажем, в ситуёвине, описываемой
знаменитой картинкой, оба Завета дружно указывают пальцем на зелёненькую линию.
Впрочем, законно рассматривать оба Завета как формы
Ракохода интеллектуса.