чёрный лебедь (2) тенденции VS структурные ловушки [тройной_юбилей_Проекта] лучшая illustration перипетии и немезиса чёрного лебедя Обсуждение
уже было, но недостаточное.
Итак, уточним и приладим для Приматологических целей
известную метафору Талеба. Определение
недавно сложилось в потоке Приматологических размышлений.
Чёрный лебедь (приматол.) -- (неприятный) сюрприз, прилетающий субъекту из
когнитивного Нуля (>>
Невообразимое).
Подчеркнём, что наш, Приматологический чёрный лебедь -- он всегда для кого-то, даже если этот кто-то явно не обозначен. Понятно, что если "следить за тенденциями" (как советует Е.Шульман, пиная "теорию" чёрного лебедя), то и сюрпризов, соответствующих отслеживаемым тенденциям (и только им), не будет.
Но дихотомию "конечномерная проекция VS бесконечносложный
Мiр" отменить невозможно -- как и Невообразимость содержимого дополнения к the проекции -- т.е. содержимого когнитивного Нуля, гнездовища чёрных лебедей.
Примеры
Сланцевая революция для Гегемоныча Недавняя стрельба в ивантеевской школе для её директора Наблюдатель для
шарлатана Пугалка, которого
будущим президентом РАН называть уже, хм, нереалистично.
***
Остаются интересные нюансы вроде того, что мозг может активно отбрасывать сигналы, поступающие из-за пределов его когнитивной проекции -- см. второй пример.
В статистической обработке данных это называется винсоризация (отбрасывание статистических выбросов или их приведение "руками" к предполагаемой норме) -- вполне рациональный приём, который парадоксальным образом призван учитывать именно возможное вмешательство Невообразимого в измерения. Это заслуживает отдельного рассмотрения.
когнитивная проекция (4) когнитивная винсоризация лажевый блок VS когнитивная винсоризация чёрный дятел (приматол.)