Jul 28, 2010 22:07
Опросы общественного мнения очень часто расходятся с результатами выборов. Как правило, это вызывает множество вопросов и сеет недоверие.
В сети разворачиваются целые кампании, где в качестве одного из основных "доказательств" фальсификации на выборах приводят диаметрально противоположные результаты официальных властей и интернет опросов.
Люди возмущаются, кричат. Один из самых популярных аргументов: "В нашей компании никто за партию власти не голосовал". Спрашиваю: "А на выборы ходили?" Довольно часто слышу утвердительный ответ.
В результате интернет общения у людей создается ложное ощущение, что они чувствуют настроение во всем обществе. Заблуждение. Глубокое. Во-первых, в интернете работает "эффект Жириновского". Известно, что при опросах избиратели стесняются признать, что собираются голосовать за ЛДПР, но в реале голосуют.
Во-вторых, интернет сообщество считает само собой разумеющимся отрицания авторитета партии власти. Но и это совсем не так. Я даже не беру "Наших". Если их считать карьеристами, то уж тем более можно не сомневаться, что они все придут на выборы и проголосуют за власть, да и агитировать будут активно.
Мне не нравится аллея ненависти и головы на шестах, хотя многих из посаженных на кол я и не уважаю. Но нельзя недооценивать колоссальной притягательной силы молодежных движений, как социального лифта - что им может предложить взамен оппозиция? Кроме прокремлевских движений есть и армия муниципальных и госслужащих, и члены их семей, и РА и МВД, ФСБ - список можно продолжать. Все эти избиратели голосуют за "власть". Мотивация может отличаться, но факт есть факт.
Армия голосующих за власть не собирается обсуждать в сети Интернет свое решение. Для победы власти достаточно обеспечить приход своих сторонников на избирательные участки.
Однако, интернет аудитория и оппозиционные политики привыкли относиться к этим избирателям пренебрежительно, забывая, что один человек - один голос.
Кроме всего прочего, нельзя не учитывать, что интернет-аудитория с радостью пишет (особенно под псевдонимами), но за свои убеждения на баррикады идти не собирается. Процент сравним с эффективностью спам-рекламы.
Поэтому и не доверяю "виртуальным буревестникам", совсем. Конечно, твиттер сыграл некоторую роль в организации молдавских протестантов. Но в любом случае нужна личность, способная выйти на площадь - сильный харизматичный лидер, качества которого смогут оценить массы людей.
Такие лидеры сейчас на стороне власти - по личностному ресурсу оппозиции и противопоставить некого. Среда Интернет реально конкурентоспособных политиков пока не породила. Конкурентов Шойгу не видно.
Владимир Соловьев