Сегодня услышал по "Евроньюс" - на площади Святого Марка в Венеции теперь живёт только один человек. А во всём городе осталось только три продовольственных магазина (!!!).
Как ни странно, при этом в городе (насколько я понимаю, в исторической, островной части) живёт ещё 50 тысяч человек. Где же они питаются? Исключительно в ресторанах? Или еду им привозят по заказу на катерах? Или (что всего вероятнее) ездят за продуктами на континент?
В репортаже объяснялось, что вся инфраструктура города подстраивается под удобство туристов, и потребности коренного населения приносятся в жертву. В результате люди уезжают, и население сокращается.
Как я уже писал, я с пониманием отношусь к людям, которые не желают приносить свой образ жизни в жертву туристам и требуют ограничения их притока.
https://vsokolov21.livejournal.com/420336.htmlНо Венеция - это другое дело. Давно прошли те времена, когда она господствовала в средиземноморской торговле и была одним из мощнейших государств Европы. Ныне и промышленность, и торговый порт находятся в материковой части города. Островная Венеция - это город-музей, приспособленный исключительно под туристические потребности. Его мировая роль состоит в том, чтобы сохранять и показывать и накопленные сокровища культуры, и ту ауру, которая сложилась в головах людей под влиянием великих и невеликих произведений искусства, исторических очерков, популярных рассказов.
Но в музее не работают фабрики и супермаркеты. Музею требуются эксперты, хранители, смотрители, реставраторы, уборщики. Вместить постоянное население, не занятое в этих сферах, музей не в состоянии. Поэтому, если город живёт активной жизнью, невозможно подчинить эту жизнь сохранению его неизменного облика. Нужно защищать памятники, нужно сохранять городскую среду, нужно консервировать специальные музейные уголки - но законсервировать город целиком, пока в нём бьётся пульс внутренней жизни, невозможно. Когда же эта внутренняя жизнь ушла - музейный статус позволяет городу продлить своё существование за счёт интереса внешнего мира к наследию этой жизни.
Те же, кто продолжает жить в музейных городах, конечно, имеют право настаивать на том, чтобы им были обеспечены достойные условия жизни.
P.S. Я был в Венеции в 1997 году. Осмотрел с интересом, но желания вернуться она, в отличие от Рима и Милана, не вызвала. А вот на днях увидел по телевизору картинку Венеции с высоту птичьего полёта - и подумал, что есть всё же, есть в ней притягательность...