Моменты Скарлатти

Mar 23, 2016 16:40

Скарлатти - это холодное утро. В тёплый сезон, ранним летом или наоборот, поздним, когда уже близится осень, бывают холодные утра. Зелено, света много (чуть перламутрово, нет предчувствия зноя), но кругом бодрящая прохлада и везде роса…

Скарлатти - для больших мастеров, для полно и безусловно владеющих техникой и способных интерпретировать.
Потому вам версия Плетнёва и нравится, что человек свободен от технических ограничений, а это не так легко. Словами Дональда Биссета про него можно сказать: «Жил бы король по имени «Что хочу, то и делаю».

image Click to view



(в описании видео небезынтересные замечания от разместившего автора)

Штрихи говорят за клавесинную стилизацию (как цель), ритмика тоже, но иногда (вдруг) такая Чайковская, романтическая педаль. Наверно, подчёркивает, что всё же, не клавесин, разнообразит, создаёт «максимальный контраст Плетнёва». Чувствуется стремление к широкому диапазону средств и ассоциаций как интерпретаторская позиция.

В целом это сложилось в стиль. Черты: 1. чёткие штрихи, в основном без педали очень сухо 2. тугая агогическая пружина в ритме (иногда до наглости), резкие акценты, интерпретаторские синкопы 3. в определённых местах (часто это каданс, но иногда нет, просто располагающая фактура) наоборот - густо напедалено.. растекающиеся причудливыми узорами в луже чернила из Пастернаковой чернильницы.

K1 Ну очень спортивно (а вот интересно, можно ли чуть медленнее сыграть без ущерба. Самую чуточку). Кадансы расплываются довольно стильно, впечатляет, как и сильно пробарабанненые пальцами трели.

K3 (02:11) Безумный канон (безумно всё - ритмика, гармония..), безумие усиливается педальными хвостами и ритмическими вольностями. Самая странная соната, симпатичная своей странностью, за интерпретацию голос «плюс», контраст ей к лицу.

K9 (05:22) Гульдовская в моём первом слышании вещь. Очень рекомендую послушать оба варианта последовательно.

image Click to view



У Гульда на идею работает не ритм - штрихи, динамика, что хотите, но при строгом ритме (и при такой математической ритмической ровности появляется впечатление, что Гульда нет, есть только Скарлатти).
У П. наоборот, ритм смоделирован таким образом, чтобы подчеркнуть музыкальные тяготения, выражать идею. Здесь за счёт акцентировки и ритмики намного более контрастно, расцвечено (в иных местах до развязности.. субъективно). Что не нравится - лихо подкидывает мотивы в местах, намеченных им как «волевые, активные» (ну, например, 05:38. или отчего тенор вдруг взревел на 08:47?). Субъективно это немного перебор. Икота синкоп тоже. Нет категорий «хорошо» или «плохо», просто сильно по-другому. Но нельзя не восхититься жаворонками в кадансах, это «момент истины» (звучит будто бы как угаданный очень удачный вариант).

K27 (09:22) Поражает Скарлатти своим нисходящим ходом (09:28) с VIIй натуральной, параллельным у баса и сопрано (предвосхищает что-то более позднее - никак не вспомню что). Далее (09:51) совсем соната Шуберта, в этом месте безусловно фортепианная. Второе колено (11:08) : С пеною у рта, как зверь бросается нижний голос перебивать верхний в имитации. Требуйте долива после такой пены… Шуберт (11:16) приходит на выручку, удивляет мягкостью своей, Бетховенский бас (11:32) с сопрановым эхом за ним подтягивается на огонёк. Но хозяин Скарлатти напоминает о себе репетициями в последних тактах.

K96 (13:08)
Свадьба в Трольхаугене. Григовсикй шум гром гам. Дятел на репетициях (13:39) выходит безупречно… Осёл (14.10) ближе к концу колена удивляет (что бы это могло означать? Шутка? Безудержное веселье?).
Скарлатти сильно предвосхищет и классиков и романтиков, и не верится, что написано в эпоху барокко. Плетнёву нельзя не отдавать должное - это безумно технично.
Последние такты - отбивание мозга (на котлеты? Чтоб помягчел?).

K141 (18:03) Подчёркнуто в клавесинной манере, старается повторную отделять, а по аккордам лупить («варварски». Как в «Астурии» Альбениса…). И агогика соотв. 2я часть 1-го колена (18:15) (и 2го, после фермат) бисерными точками вышита секвенция. (18:36) Бетховен.
Сыграно с романтической педалью и романтической страстью.

В сравнении
K141, Гилельс

image Click to view



Да простят меня боги… после Плетнёва просто мямля с заплетающимися перстами робких учениц. Но что-то такое в этой стонущей беззубой репетиции… странно жалобно выразительное. Бетховен беспомощен…

Она же в исполнении блистательной Аргерих

image Click to view



Не меньшая виртуозность, но цельнее, нет ставки на стилистический контраст, зато больше сквозной идеи, на мв. Бетховен не столь крутолобый. Чудно.

Вернусь к Плетнёву:
K247 (21:28)
Раздумчиво. Ритм клавесинный, смягчённый педалью. Но броски со слабой доли, Плетнёвское.. . 2 колено - модуляция не такая уж сложная, но любопытная... особенно все пересаженные на новую почву мотивы, причудливо мутируют, играя новыми гранями соотношений тонов и полутонов.

-
Последние две сонаты - «характерные» штуки, в подробностях не показались лучше или интереснее предыдущих.

музыкальные заметки

Previous post Next post
Up