Цена вопроса
Жить или не жить по шариату мусульманину? Общине мусульман? Стране, в которой живут мусульмане?
Сам по себе шариат не хуже и не лучше большинства аналогичных систем Средневековья, определявших правила жизни в обществе. Это на самом деле «закон и порядок» - огромный шаг вперед по сравнению с анархией неорганизованного общества. В нем есть права женщин и защита традиций, стройная законодательная база и строгая регламентация наказаний, основы права и много чего еще прогрессивного и замечательного - для своей эпохи и своего региона. С исторической точки зрения шариат ничем не хуже Салической или Русской правды, Майнцского статута или еврейской Галахи, Саксонского зерцала или монгольской Ясы.
С тех пор, однако, как все эти системы представляли собой вершину человеческой мысли, прошло много столетий. Современное человечество не живет по кодексам античных полисов или законам Хаммурапи. Римское право, «Тан люй шу и», Каролина и Домострой - это прошлое. С тех пор как появились британское право, американская конституция, кодекс Наполеона, совсем необязательно оставаться в XII веке. Хотя, конечно, вольному воля.
Есть общества, в которых человек - это мясо. Есть страны, в которых вера в единого Бога не правило, а исключение из правила. Есть государства, строй которых основан на идеологии, например на идее чучхе.
Иран, Афганистан, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия и Сомали живут по шариату и имеют на это полное право. Наказание плетьми и побиение камнями, «око за око» и отсечение рук - лишь малая часть шариата, но это тоже шариат.
Стоит ли жить в стране, которая практикует их,- вопрос риторический. Каждый решает сам. Стоит ли вводить такие правила в государстве, устроенном на других принципах,- вопрос законодателей и общественного мнения.
Опыт показывает, что шариат не уживается с современным обществом и уничтожает его со скоростью, прямо пропорциональной симпатиям, испытываемым к нему властями предержащими. После чего «вернувшееся к истокам» население уничтожает инакомыслящих, преследует иноверцев и вырезает «неправильных мусульман» не только в собственной стране, но и в любой другой, куда может добраться благодаря глобализации и авиационному сообщению.
Нет ничего плохого в шариате как памятнике цивилизации и основе для дискуссий. Но в современном государстве религиозные уложения тысячелетней давности должны оставаться историей. Полагая возможным их возрождение, мы начинаем жить по правилам эпохи, когда они возникли. Эпоха эта называется Средневековьем.
В самоубийственно толерантной Европе это происходит на наших глазах. Крови будет много. Большое спасибо, в этом кино мы уже были.
Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока
Оригинал статьи