Похоже, что "положительное подкрепление" (положительное событие, совпадающее с действием по времени, увеличивающее возможность появления действия в будущем) - это один из главных механизмов развития у ребенка. Наблюдаю сейчас за формированием речи у младеницы Даны (9 мес.). Из потока лепета «да-да-да, ла-ла-ла, ма-ма-ма, па-па-па» Виталий или я
(
Read more... )
Comments 13
Reply
Reply
Моё имхо: настоящим стимулом к речи является не сколько положительное подкрепление, сколько жажда общения, коммуникации.
Стимулом ходить на горшок является не сколько радость родителей, сколько то, что ребенок уже умеет сдерживать позывы, и хочет очтаваться чистым и/или быть как родители/другие дети.
Положительное подкрепление может помочь проявить эти желания раньше, но оно лишь дополняет внутренние желания ребёнка.
Так, без желания быть понятой, у малышки "мама" будет лишь набором звуков, который она повторила за родителями, чтобы они обрадовались. А писающий на горшок ребенок будет выписывать капельки, чтобы заслужить поощрение. Т.е. в легком виде, но всё равно это дрессировка. Дети лишь повторяют то, что заставило радоваться из родителей, не всегда подключая к этому то, ради чего они действительно это делают. И если ребенок растёт в благоприятной обстановке, то он всё равно заговорит и всё равно пойдет на горшок/унитаз, есть ли положительное подкрепление этому или нет.
Reply
Reply
Reply
И, например, в случае, когда взрослый в ответ на "мя" подает мячик для меня и является "положительным подкреплением". Потому как обнимая взрослый подкрепляет произношение этого "мя", а реагируя действием - подкрепляет понимание и ту самую коммуникацию посредством слова. Всё зависит от цели - что я хочу подкрепить.
Reply
Reply
И отдельно хочу отметить, что положительное подкрепление это не похвала. Это скорее любое положительное событие, которое наступает одновременно с желательным поступком. Например сын сидит ровно, не сутулиться - положительным подкреплением будет просто обнять его в этот момент или поцеловать. Или спросить - а что он хочет на новый год. Т.е. положительное подкрепление - это не проговаривание словами, что конкретно сейчас радует (хотя это и возможно). Это позитив, который происходит ОДНОВРЕМЕННО, никак не после события. Например положительно подкрепить получение хорошей оценки невозможно. В лучшем случае будет подкреплен факт показывания дневника родителям, но не сама оценка. Потому что подкрепление и поступок происходят не одновременно.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment