Сначала 13 января очередной тест для Старшипа SN9 провел Спейс Х . Точнее не один, а целых три теста подряд вторые, третьи и четвертые испытания в быстрой последовательности на объекте SpaceX в Южном Техасе, недалеко от деревни Бока-Чика на побережье Мексиканского залива. Двигатели на короткое время включались в 13:28, снова в 15:22 , а затем еще раз в 16:36
У SN9 уже было одно такое испытание (прожиг) 6 января.
К сожалению, после тестов вместо "ДА" для полета, один или даже 2 из трех двигателй будут заменены. То есть как минимум задержка для повтора испытаний ЖРД на стартовом столе и только потом полет ..
Но главный тест двигателей проходил в Миссисипи
Специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в субботу провели в штате Миссисипи огневые испытания двигателей ракеты-носителя Space Launch System (SLS). Четыре двигателя, установленные на специальную опору на территории испытательного комплекса NASA, работали одновременно около минуты. Ожидалось, что это продолжится около восьми минут.
Click to view
"Сегодня не все пошло по плану, но мы получили много важной информации", - заявил на пресс-конференции после испытаний директор NASA Джим Брайденстайн. Он выразил уверенность в том, что специалисты ведомства выяснят причину нештатной работы, а также найдут способ ее устранить. Руководитель проекта по разработке SLS Джон Ханикэт пояснил, что сработала автоматическая система, отключающая работу двигателей.
Если бы это произошло в реальном полете, то были бы серьезные проблемы с выполнением всей программы. На 60+ секунде ракета уже далеко от стартового стола и тяга 3 ЖРД больше ее веса, а В SLS скорее всего предусмотрено , что при АВД (Аварийном Выкл. Дв.) меняется циклограмма оставшихся и они будут работать дольше . Но с таким результатом тестов, никто не разрешит ее старта..
Что же произошло: - Диспетчеры NASA сообщили о MCF (main component failure - отказе главного компонента) на одном из четырёх двигателей RS-25 примерно через 45 секунд после зажигания. Проблема обнаружилась на 4-м двигателе, произошло "нарушение нормальной работы двигателя", после чего "двигатель отключился", Двигатели остановились примерно через 20 секунд после этого
-- В общей сложности двигатели проработали 67 секунд из запланированных 485
-- "Инженерам требуется около 250 секунд теста для сбора достаточного количества данных, чтобы иметь высокую уверенность в системах 1-й ступени", - заявляли BoeingSpace перед тестом
-- "Всё управление двигателя находится в одном SSME-контроллере, который предназначен для обнаружения проблемы и выключения двигателя до того, как случатся действительно плохие вещи. Возможно, произошёл отказ оборудования контроллера", "Система контролера имеет четыре независимые цепи для оценки "отказа главного компонента", то, что произошло, звучит не очень хорошо", "Мне сказали, что это действительно проблема с двигателем", "Для тех из вас, кто всё ещё надеялся на запуск Artemis-1 в 2021 году ... эта надежда умерла сегодня"- Eric Berger (Ars Technica)
Весной 2019 года NASA анонсировало проект лунной программы Artemis, которая будет состоять из трех этапов. Первый из них (Artemis 1) предусматривает беспилотный полет установленного на ракету Space Launch System корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на Землю. Второй этап (Artemis 2) - облет естественного спутника Земли с экипажем на борту. На третьем этапе миссии (Artemis 3) NASA рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну в 2024 году, а затем отправить их к Марсу ориентировочно в середине 2030-х годов. Первый этап программы намечен на текущий год, второй - на 2023 год.
Брайденстайн допустил на пресс-конференции, что данный план может быть пересмотрен в свете произошедшего. По его словам, все зависит от того, "в чем причина нештатной работы и сложно ли решить проблему". При этом в статье на NSF написано, что гарантийный срок хранения твердотопливных ускорителей - год. А их уже начали изготавливать....
В общем космическая техника это по прежнему сложно . И нужно много труда, и не мало попыток перед тем как все получится..
Об этом небольшойно красочный ролик в конце
Click to view
ПОСЛЕСЛОВИЕ спасибо уважаемому
stavrides за коммент (приведен ниже) с полным разбором причин выключения
//Краткий анализ испытаний опубликован на сайте НАСА. Как указывают в агентстве, команда SLS определила, что остановка двигателей на 67 секунде после запуска была вызвана «намеренно консервативными» параметрами, установленными для обеспечения безопасности основной ступени. Испытание было автоматически остановлено из-за выхода гидравлического давления в механизме управления вектором тяги, который используется для стабилизации двигателей, за допустимые пределы. На 64-й секунде испытания ракета начала выполнять запрограммированную последовательность действий по стабилизации двигателей, как если бы она находилась в полете, поясняют в агентстве. Вскоре после этого давление упало ниже допустимого предела. По заявлению агентства, этот предел давления был более строгим, чем необходимо при настоящем запуске, и был установлен для защиты от возможных повреждений на испытательном стенде.
Другая проблема - отказ основного компонента в четвертом двигателе - также, по всей видимости, оказалась незначительной. В НАСА поясняют, что отказал резервный датчик двигателя. Это означает, что замена двигателя, скорее всего, не потребуется.
Наконец, «вспышка», которую наблюдали при проведении испытаний, тоже не обеспокоила команду SLS. Визуальный осмотр термозащитных чехлов двигателей показал небольшое обгорание, но это, как указывают в агентстве, ожидаемо. Нет никаких признаков пожара, утечки или другой проблемы.
https://blogs.nasa.gov/artemis/2021/01/19/green-run-update-data-and-inspections-indicate-core-stage-in-good-condition/ - оригинал