Рецензия на альбом группы Hartүga и Альберта Кувезина «Агитатор» (2016)

Dec 31, 2016 01:08

HARTҮGA и АЛЬБЕРТ КУВЕЗИН
Агитатор (Digipak)
℗ 2016 Soyuz Music SZCD 1257-16
9 tracks = 44'52"



Альбом Hartүga и Альберта Кувезина «Агитатор» на iTunes
Слушать альбом Hartүga и Альберта Кувезина «Агитатор» на Яндекс.музыке

Не ошибусь, если замечу, что как минимум лет 30 ценность работ в фолк-роке и, шире, в World Music, заключается как раз в том, насколько у артиста получается уйти от привычных штампов этих субстилей - словом, выйти за их рамки. И здесь группы из Тувы совершенно вне конкуренции: активно используемая ими в своем творчестве народная техника горлового пения - это уже само по себе явление уникальное. И эта уникальность для нас не нова: с весны 1992 года вокалист Альберт Кувезин с составами «Ятха» и «Хүн Хүртү» - частый гость столичных, и не только, концертных площадок. А теперь он оказался гостевым музыкантом во вполне уважаемом составе Hartүga, который сами музыканты позиционируют как «коллектив на границе этоно-рока и этно-джаза».

Хорошее позиционирование, однако к чести музыкантов надо заметить, что Hartүga счастливо избегает очевидных штампов в подобной музыке в первую очередь за счет необычности первоисточников - семь из девяти композиций «Агитатора» являются переработками фольклорного материала. Про горловое пение уже говорилось - и отрадно, что не только знатный гость, но и фронтмен группы Начын Чореве владеет им виртуозно. Примечательно, что вроде бы ничего особенного с музыкальной точки зрения в представленных здесь композициях нет, однако все они безотказно затягивают слушателя так, что освобождаться от их ауры и не хочется, и не очень-то возможно - даже несмотря на то, что умом понимаешь, что все номера тут не самые светлые по энергетике и уж точно в понятном смысле неполиткорректные; ничего общего с радостной, уж извините, до маразма европейской моделью World Music они не имею вообще. Особенно показательны открывающие альбом номера «Чаа-хөл» и «Аазаашкын», демонстрирующие настоящее шаманство во фьюжн-аранжировках с рядом аранжировочных ходов, напоминающих о Soft Machine и Pink Floyd - это настоящие ритуальные песни! И надо сразу оговориться, что в аранжировках материала у Hartүga немалый вес имеет не только горловое пение и настырные электрогитары, но и саксофон Сергека Сандыка, партии которого удивительно соответствуют необычным и действительно шаманским для нашего уха мелодическим и гармоническим решениям. Даже народные песни о реалиях социализма - «Чавыдак» и собственно «Агитатор» (первая - про ударника-механизатора на «комбайне ЧТЗ», а вторая - про колхозного агитатора) решены музыкантами как смесь фолка и фьюжна с джазовым битом, и на их фоне гипнотические и плотные по звучанию «Мегечи хам» и «Көкей-нойан», а также «Кынгырай-кон», решенная в радикальном хэви-фолке, не ощущаются таким уж откровением. Хотя, конечно, слушать «Агитатор» потреково несколько странно - это очень цельный альбом, как и те очевидные работы, от которых Hartүga отталкивается в своем творчестве. Можно сказать и короче: «Агитатор» - это одна из лучших условно рок-работ, изданных в России в уходящем году.

Видеоклип к композиции «Чавыдак» (Live at Octopus Studio):

image Click to view


Прямая ссылка на этот ролик на YouTube.

Видеоклип к композиции «Мегечи хам» (Live at Octopus Studio):

image Click to view


Прямая ссылка на этот ролик на YouTube.

Видеоклип к композиции «Көкей-нойан» (Live at Octopus Studio):

image Click to view


Прямая ссылка на этот ролик на YouTube.

soyuz music, rock video, cd/dvd reviews

Previous post Next post
Up