В рунете два года назад появился комикс. Про некоего
Человека Грызлова, который обладает супер способностями и спасает жителей столицы от всевозможных напастей. На днях появились
комиксы о Путине и Медведеве, исполненные в том же ключе.
Ожидать ли расцвета политической карикатуры в ближайшее время в России, как сейчас обстоят дела в этом жанре искусства и кто будет следующим персонажем комикса, поговорим прямо сейчас.
Расцвет политической карикатуры как жанра обычно связывается с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс. И сейчас, если оценивать ситуацию в этом жанре искусств, как раз такое время.
Вспомните многочисленные
демотиваторы, которые периодически касаются политических тем. Острые сатирические карикатуры
Васи Ложкина и множества
анонимных и
полу-анонимных картинок, которые распространяются по сети совершенно свободно и неподцензурно, превращая этот жанр в по-настоящему народный.
(c) Вася Ложкин Политическая карикатура - это всегда реакция. Практически мгновенная.
Но с другой стороны, существует мнение, что развитие карикатуры связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и ее социально-политическими устремлениями. В зарубежной литературе отмечается, что «золотой век» карикатуры определяется характером политической власти. Диктаторство ограничивает карикатуристов созданием произведений, поддерживающих существующий режим, либо заставляет их молчать. Демократические режимы содействуют творчеству карикатуристов, чьей задачей является представление общности интересов, поддержка честности высокопоставленных лиц посредством интерпретации сложного с помощью простого и понятного языка.
Посмотрим, как это было
Начиная разговор о политических комиксах, необходимо сказать несколько (благодарственных) слов о политической карикатуре - предшественницы нашествия политиков в комиксы.
После Революции 1917 года большевики, высоко ценившие роль пропаганды, часто обращались к политической карикатуре. Это дало толчок для ее развития. Плакаты «Окна РОСТА», после -
журнал «Крокодил» - национальное юмористические издание. В период второй Мировой войны и послевоенный период ведущими политическими карикатуристами считались Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (работавшие совместно и получившие название "
Кукрыниксы") а также
Елисеев и
Ганф.
(с) М.М.Черемных Современная история политического комикса, возможно, началась с Дмитрия Врубеля и
Берлинской стены. При этом Врубель сразу же заявил о себе буквально на весь мир, очень масштабно. Сегодняшние художники-карикатуристы, по сути, могут охватить намного большую аудиторию - во времена Берлинской стены интернета как общественной среды еще не существовало.
В настоящее время ведущими художниками карикатуристами, которые обращаются к теме политики, являются:
Елкин,
Меринов,
Балабас ,
Куксо и др. Все их работы можно найти в рунете.
(c) Дмитрий Врубель Новейшая российская политическая комикстория
Комикс про Человека Грызлова, который придет и поправит все, взбудоражил рунет.
Точнее, был активно внедряем через известных блоггеров.
Станислав Белковский, президент Института Национальной стратегии утверждает, что "
по всей видимости, по мере того, как население России становится все дальше от политики, и все меньше реагирует на политические высказывания, партия власти решила прибегнуть к комиксу как к средству и способу пропаганды. Что, в общем-то, достаточно адекватно отражает уровень политического сознания в современной России".
-
Я думаю, комикс как способ политической пропаганды в ближайшее время будет активно расцветать. Действительно, для огромного числа интернет-пользователей это доходчивая, приемлемая и приятная форма политической рекламы. Но их изготовлением не должны заниматься бездарные люди, - утверждает Белковский.
Но так было два года назад. Сейчас ситуация изменилась.
В рунете появился сайт
superputin.ru, где художник и автор идеи
Сергей Каленик выложил первую часть комикса про Путина и Медведева. До конца света остался год, может быть, знаменитый тандем сможет помочь в борьбе со злом.
Если это заказной материал (а по-другому и быть не может), то от автора комикса, как и от героев, при принятии решения о реализации этого проекта, требовалась немалая доля мужества, так как любой политкомикс - это смеховой жанр политического дискурса.
Посмотрим, смогут ли президент и премьер в достаточной степени слиться с образом персонажей, или истории их подвигов так и останутся притянутыми за уши. У нас есть время понаблюдать за развитием сюжета. А вот из кого бы хоть сейчас получился прекрасный персонаж для серии рисованных картинок, думаем, все уже догадались:
-
Из Жириновского. В случае же с Грызловым никакое продвижение его мультипликационной версии не может быть конвертируемо в популярность Грызлова настоящего и живого. - резюмирует Станислав Белковский, президент Института Национальной стратегии.