В
прошлой части я задала вопрос: кого же могли символизировать черепа на университетском фасаде в Саламанке. Как заметили в комментариях, вопрос очень запутанный и "кто на ком стоял" не понятно. По этому я решила заморочиться и нарисовать схему родственных связей. Так становиться яснее? От Католических королей я провела четыре стрелки - одна к их дочери королеве Хуане I , остальные три к черепам.
От них идут указатели на Хуану I - сестра. Так кто же может скрываться под этим?
На момент строительства из пяти детей Католических королей, не считая мёртворожденных и умерших в раннем детстве, осталось только двоe и под черепами можем понимать королевских отпрысков не доживших до 1533 года.
Esta foto de La Rana de Salamanca es cortesía de TripAdvisor Ближайший к королеве, знаменитый череп с лягушкой : Хуан Арагонский (1478 - 1497) - единственный наследник мужского пола престолов Арагона и Кастилии.
*** Следующей право наследования получила: Изабелла Арагонская (1470 - 1498) - королева-консорт Португалии, наследница Кастильской короны.
*** И последний череп: Мария Арагонская (1482 - 1517) - королева-консорт Португалии.
*** Я не могу сказать точно, чья это была задумка. Может это было в рамках официального упоминания возможных наследников и присоединение Португалии. Eсли же принять теорию уже упомянутой Алисии М. Канто и строительство действительно финансировалось Хуаной I, то это могло быть проявлением женской сентиментальности: всё таки это её братья и сёстры, с которыми она провела детство и юность. И, учитывая их семейную эмоциональность, вполне возможно, что она была к ним сильно привязана и очень любила.
Даже наличие лягушки на черепе наследного принца мне легче понять, если строительством руководила женщина. Всё таки считается, что женский пол целомудреннее мужского, так что сестра вполне могла намекнуть в предостережение другим, от чего умер её брат. В первой части я уже приводила местную легенду, из которой следует, что в 15-16 веках лягушка символизировала похоть, сладострастие, смерть и наказание за этот грех. Но не будем опираться только на местные сказки, вот еще несколько работ мастеров того времени
Юноша и смерть Конец XV века по 1505 год
Мёртвые любовники К сожалению не знаю года её создания, но автор Маттиас Грюневальд жил в интересующее нас время (1475-1528)
Девушка и смерть. Девочка-подросток, можно сказать почти голая, плачет в раскаянии, а коленопреклонёный скелет ей протягивает распятие, призывая одуматься пока не поздно. На костях можно рассмотреть несколько лягв, самая крупная болтается под черепом. Думаю намёк всем понятен, за какой грех грозит юной обнажённой смерть.
1460 год, Франция.
На этом можно было бы остановиться, но не привести фрагмент росписи самого Иеронима Босхас "Семь смертных грехов и четыре последние вещи" я не могу. В настоящее время эта столешница выставляется в Музее Прадо. Учёные не могут пока установить год её создания, но Босхас умер в 1517 году, так что подходит.
***